Туристический портал - BritannicVoyage

Самая опасная земля в мире. Опасные места

На дистанциях электроснабжения проводят работу по выявле­нию опасных мест контактной сети. Перечни и фотографии этих мест с указанием необходимых мер, обеспечивающих безопасное выполнение работ, утвержденные руководством дистанции элект­роснабжения, находятся у энергодиспетчера и в районе контактной сети, где вывешиваются в помещениях дежурных пунктов, в уголке по охране труда. Карточки производства работ в этих местах вру­чают руководителю работ вместе с нарядом-допуском на работу.

К опасным местам на контактной сети относят:

Врезные и секционные изоляторы, отделяющие погрузочно-разгрузочные пути, пути осмотра крышевого оборудования и т.д. (рис. 11.2, а);

Прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на рас­стоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников или ОПН другой секции контактной сети с другими потенциалами (рис. 11.2, б);

Опоры, где расположены два и более разъединителей, разряд­ников или анкеровок различных секций (рис. 11.2, в);

Места сближения консолей или фиксаторов различных секций на расстояние менее 0,8 м (рис. 11.2, г);

Места прохода питающих, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин (рис. 11.2, д);

Общие стойки фиксаторов различных секции контактной сети при расстоянии между фиксаторами менее 0,8 м (рис. 11.2, е);

Опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места рабо­ты на которых до токоведущих частей менее 0,8 м (рис. 11.2, ж);

Места расположения электрорепеллентной защиты (рис. 11.2, з);

Опоры с роговым разрядником или ОПН, на которых смонти­рована подвеска одного пути, а шлейф подключен к другому пути или фидерной трассы (рис. 11.2, и).

Опасные места на контактной сети обозначают специальными предупреждающими знаками указателями (красная стрела или

Рис. 11.2. Опасные места на контактной сети и схемы расстановки знаков-указателей

плакат «Внимание! Опасное место», расстановка которых показа­на на рис. 11.2. Работы по обеспечению безопасности в таких мес­тах выполняются согласно «Карточки производства работ в опас­ном месте контактной сети».

Карточка производства работ в опасном месте на контактной сети (пример):

Наименование опасного места и его расположение Схема или фотография опасного места Меры, обеспечивающие безопасные условия руда
Секционные разъедини­тели Cl, C2 находятся на одной опоре, подключены к посту секционирования непосредственно и к кон­тактной сети через врезные изоляторы в шлейфах Станция_____________ Пост секционирования Рис. 11.3. Общий вид опасного места на кон­тактной сети с двумя сек­ционными разъединителями на одной опоре Для производства работ отключить секционные разъединители Cl, C2 и отсоединить шунты с врезных изоляторов разъединителей С1, С2. Установить заземляющие штанги на шлейфы с двух сторон на разъеди­нителях Cl, C2 и устано­вить шунты на разъеди­нителях С 1,С2. Производитель работ - группа V. Исполнители: при снятии шунта - группа V, при работе - IV

На дистанциях электроснабжения проводят работу по выявлению опасных мест контактной сети. Перечни и фотографии этих мест с указанием необходимых мер, обеспечивающих безопасное выполнение работ, утвержденные руководством дистанции электроснабжения, находятся у энергодиспетчера и в районе контактной сети, где вывешиваются в помещениях дежурных пунктов, в уголке по охране труда, а карточки производства работ в этих местах вручают руководителю работ вместе с нарядом-допуском на работу.

К опасным местам на контактной сети относят следующие (рис. 12.5).

  • 1. Врезные и секционные изоляторы, отделяющие часто отключаемые и заземляемые пути погрузки-выгрузки, осмотра крышево- го оборудования и т.п. (рис. 12.5, а).
  • 2. Места сближения на расстояние менее 0,8 м консолей или фиксаторов различных секций перегонов и станций (рис. 12.5, г).
  • 3. Опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места работы на которых до токоведущих частей менее 0,8 м (рис. 12.5, ж).
  • 4. Общие стойки фиксаторов различных секций двухпутных консолей перегонов и станций, где расстояние между фиксаторами менее 0,8 м (рис. 12.5, ё).
  • 5. Опоры, где расположены два и более разъединителя, разрядника, разъединитель и разрядник (рис. 12.5, в).
  • 6. Прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на расстоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников с другими потенциалами (рис. 12.5, б).
  • 7. Места прохода питающих фидеров, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин (рис. 12.5, д).

Рис. 12.5. Опасные места на контактной сети и схемы расстановки знаков-указателей: а - врезные и секционные изоляторы, отделяющие часто отключаемые и заземляемые пути погрузки-выгрузки, осмотра крышевого оборудования и т.п.; б - прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на расстоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников с другими потенциалами; в - опоры, где расположены два и более разъединителя, разрядника, разъединитель и разрядник; г - места сближения на расстояние менее 0,8 м консолей или фиксаторов различных секций перегонов и станций; д - места прохода питающих фидеров, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин; е - общие стойки фиксаторов различных секций двухпутных консолей перегонов и станций, где расстояние между фиксаторами менее 0,8 м; ж - опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места работы на которых до токоведущих частей менее 0,8 м; з - места расположения электрорепеллентной защиты на ригелях контактной сети переменного тока для предупреждения гнездования птиц; и - опоры с роговыми разрядниками

  • 8. Места расположения электрорепеллентной защиты на ригелях контактной сети переменного тока для предупреждения гнездования птиц. Длина антенны должна быть 180-190 м, расстояние до проводов контактной подвески не менее 2,5 м, кроме того, для защиты изоляторов от птиц должны применять специальные конструкции с двух сторон от изолятора (рис. 12.5, з).
  • 9. Опоры с роговыми разрядниками, на которых смонтирована подвеска одного из путей, а шлейф разрядника подключен к контактной сети другого пути или фидера. Роговые разрядники, смонтированные на жесткой поперечине, кроме роговых разрядников, шлейфы которых подключены к ближайшим от опоры путям (рис. 12.5, и).

Примечания.

Перечень опасных мест может быть дополнен руководством дистанции электроснабжения, исходя из местных условий.

Наряд на выполнение работы в опасном месте должен иметь отличие: красную полосу по диагонали от левого нижнего угла до правого верхнего угла. Такая же полоса должна быть и на карте технологического процесса подготовки работы в опасном месте. В правом верхнем углу наряда должен быть проставлен номер технологической карты.

На контактной сети опасные места обозначают предупреждающими знаками-указателями (красная стрела) и плакатами «Внимание! Опасное место».

Контрольные вопросы

  • 1. Как заземляют контактную сеть для производства работ?
  • 2. Какие имеются группы по электробезопасности?
  • 3. Каковы условия выполнения работ на контактной сети и в чем их сущность?
  • 4. Какие устройства на контактной сети относятся к опасным местам?
  • 5. Что такое наведенное напряжение?
  • 6. Как осуществляется контроль за соблюдением правил безопасности?
  • 7. Каков порядок работы с изолирующих съемных вышек и рабочих площадок автомотрис и дрезин?
  • 8. Кто имеет право выдавать распоряжения, наряд-допуск?
  • 9. Кто является ответственным за безопасное производство работ?
  • 10. Какая обязанность у наблюдающего?
  • 11. Какая обязанность у производителя работ?
  • 12. Как производятся комбинированные работы?
  • 13. Какие имеются организационные и технические мероприятия?

Вниманию любознательных представлены 10 самых опасных мест на планете. Информация, использованная в статье, взята из достоверных источников.

10. Десятку самых опасных мест на планете открывает озеро Киву (Центральная Африка). Горный, ничем не отличающийся от других с виду водоём хранит в себе явную угрозу для местных жителей. Население в 2 миллиона человек живёт на «пороховой бочке» чуть ли не в буквальном смысле этого слова. Озеро имеет огромнейшие залежи метана, равные 55 миллиардам кубических метров. Небольшое землетрясение или извержение вулкана повлечёт за собой гибель всего живого на ближайших территориях. Опасение учёных вполне оправдано, ведь рядом с Киву находится действующий вулкан Китуро, последнее извержение которого в 1948 году привело к закипанию озера и гибели всей рыбы. Несмотря на это неподалеку от водоёма находятся курортные города, которые ежегодно посещают туристы. Панорамные виды здесь очень живописные, а вода в озере кристально чистая.

9. Остров Комодо (Индонезия), он же Комодский национальный парк является одним из самых опасных мест планеты для посещения. Его главными обитателями являются огромные трёхметровые комодские вараны, которые предоставляют потенциальную угрозу для жизни человека. Известны не единичные случаи нападения на местных жителей. Убивать животных запрещено местными властями, так как вид является редким и находится под охраной. Населяющие остров ящеры порой устраивают полнейший беспредел, выкапывая могилы и съедая трупы людей. По этой причине многие жители начали хоронить умерших родственников под цементными плитами. Вараны очень восприимчивы к запаху крови и могут его почувствовать на расстоянии 5 километров. Нередко их жертвами становились туристы с наличием ран, а также женщины в период менструального цикла. В 1999 году этому пленительному и в тоже время жуткому острову был посвящен фильм - «Комодо. Остров ужаса».

8. Самые опасные места на Земле были созданы не только природой, но и человеком. Таковым творением является Дорога смерти в Боливии. Транспортная артерия была возведена в начале 20 столетия парагвайскими заключёнными, протянувшись на 70 километров вперёд на высоте около 4 тысяч метров над уровнем моря. На протяжении многих лет она являлась единственным наземным транспортным путём, соединяющим столицу государства с провинцией Юнгас. Дорога со сложным рельефом, резкими перепадами и шириной чуть более 3 метров расположилась на высокогорье. Передвигаться по узкому пути с глиняным грунтовым покрытием на транспорте очень опасно. По некоторым данным ежегодно Дорога смерти уносит более сотни человеческих жизней. Во второй половине прошлого столетия были предприняты попытки реконструкции дорожного покрытия, но уже на 20 километре работы приостановились. Сейчас Дорога смерти является излюбленным местом для туристов экстремалов, готовых отправиться в рискованный путь на горных велосипедах.

7. В топ 10 самых опасных мест на планете входит Чернобыль (Украина). От случившейся катастрофы тридцатилетней давности в общей сложности пострадали около 8,5 миллиона человек. Доза радиации Чернобыля в 10 раз превосходит заражение, полученное японскими городами Хиросима и Нагасаки. Учёные, занимающиеся изучением «запретной зоны» утверждают, что радиоактивный фон будет здесь сохраняться ещё на протяжении нескольких сотен лет. Даже в защитном костюме и масках находиться здесь крайне нежелательно, так как частички радиационной пыли способны проникать через специальную одежду.

6. Болота Манчак штата Лузиана (США) занимают шестое место в списке самых опасных мест планеты. Иное название - «Болота призраков». Мистическая местность, окутанная завесой тайны, имеет дурную славу. Всё дело в том, что здесь регулярно пропадают люди. Согласно легенде, в начале 20 столетия болота были прокляты последовательницей культа Вуду, которую держали здесь в качестве пленницы. После этого на ближайшие поселения налетел невероятной силы ураган, разрушивший всё до основания. Предпринимались попытки осушить Манчак и вырубить все деревья. Операция закончилась разрушением построек, где располагались рабочие и гибелью нескольких людей. Сейчас Болота призраков - излюбленное место для туристов, которые находятся в поисках острых ощущений. Болота таят в себе реальную угрозу для жизни человека, так как буквально кишат аллигаторами.

5. Дарваза или Врата Ада входит в десятку самых опасных мест планеты. Огненный кратер диаметром 60 метров расположился посреди пустыни Каракумы в Туркменистане. Он образовался в 1971 году в результате бурения разведочной скважины в местах скопления природного газа. В ходе производимых работ земля провалилась, сформировав огромную дыру глубиной 20 метров. Чтобы от газов не смогли пострадать люди и животные, было решено поджечь кратер. Предполагалось, что горение продлится всего несколько дней. Но регулярно вырывающийся из-под земли наружу газ не даёт затихнуть пламени до сих пор. Нахождение рядом с огнедышащим кратером крайне опасно из-за высоких температур и риска обвала его краёв.

4. Долина смерти , расположенная на Камчатском полуострове, является одним из самых опасных и мистических мест на Земле. Это настоящий феномен, созданный природой, которому учёные не могут дать точное объяснение до сих пор. Всё дело в том, что долгое пребывание в Долине смерти опасно как для жизни человека, так и любого животного. Она расположилась у основания активного действующего вулкана Кихпиныч, что в переводе означает «огнедышащая гора». На его западном склоне находятся горячие источники, источающие газ. В радиусе двух километров от вулкана от удушья погибает всё живое. Причина этому - выходящие из-под земли углекислый газ и сероводород. Попав сюда без противогаза, человек начинает испытывать слабость, головокружение и сухость во рту. Если вовремя не покинуть Долину смерти, то летальный исход неизбежен. Это страшное место стало гибелью для сотни человек, а попавшие случайно сюда животные умирают ежедневно.

3. Афарская котловина или Афарский треугольник (Эфиопия) открывает тройку самых опасных мест нашей планеты. Здесь происходят регулярные тектонические движения, которые провоцируют землетрясения. В год количество землетрясений может достигать отметки 160. Из-за постоянного движения земной коры на поверхности почвы образуются огромные трещины глубиной до 8 метров. Нахождение здесь сопряжено с ежеминутной угрозой для жизни человека. Несмотря на это в Афарской котловине ранее существовало небольшое поселение Даллол, которое сейчас является необитаемым.

2. Впадина Данакиль - одно из самых опасных мест на планете, пленяющее своей обманчивой красотой. Она была случайно обнаружена в начале 20 столетия путешественниками на севере Эфиопии в одноимённой пустыне. Данакиль также считается самым жарким местом на Земле, где температура воздуха достигает отметки +63 градуса, а почвы +70. Находится впадина на 125 метров ниже уровня моря. На её территории расположились три вулкана: Аялу, Даллол и Эрта Але. Последний из них является действующим и является частью «афарского треугольника». Эрта Але не дремлет ни днём, ни ночью, выбрасывая кусочки раскалённой лавы в воздух из своего огненного озера. Вулкан Даллол, а точнее его мёртвое разноцветное озеро, ежегодно пленит и манит к себе туристов, которые находятся в поисках острых ощущений и неземных красот. Последнее извержение Даллола произошло в 20-х годах прошлого века, что способствовало образованию огромнейшего озера, наполненного серной кислотой. Высокие температуры, ядовитые газы и регулярные извержения не останавливают смельчаков, желающих посетить самое удивительное и опасное место в мире.

1. Топ самых опасных мест на планете возглавляет Кеймада-Гранди , что в переводе с португальского означает Змеиный остров (Бразилия). Расположился он неподалёку от побережья Сан-Паулу. На скалистой, небольшой по площади местности живёт один из опаснейших видов змей - островной ботропс. Яд пресмыкающихся настолько токсичен, что способен убить небольшое животное за пару секунд. Укус островного ботропса также смертелен для человека. По некоторым данным на 1 кв. метр острова приходится до 5 ядовитых особей. Этот вид змей относится к эндемикам, то есть обитает непосредственно только на этом острове. Селятся смертоносные хищники на деревьях и кустарниках, поэтому их жертвами, чаще всего, становятся птицы. Посещение острова находится под запретом по распоряжению бразильских властей. В 2002 году был снят фильм «Змеиный остров», посвященный этому месту на Земле.

Смотрите также «Самые опасные места на планете», видео

I. Область применения

1.1. Настоящее Положение устанавливает общие правила организации работы в опасных местах электроустановок и распространяется на все электроустановки, находящиеся на балансе структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (далее – ЦДИ), не относящиеся к электроустановкам хозяйства электрификации и электроснабжения.
1.2. Положение разработано на основе технического указания «Об определении опасных мест на контактной сети, тяговых и понизительных подстанциях, постах секционирования, пунктах параллельного соединения и линиях электропередачи», подписанного начальником Департамента электрификации и электроснабжения 26.09.2005 № О-04/05, «Правил электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей», утвержденных ОАО «РЖД» 03.07.2008 № 12176 (далее – Правила № 12176), «Межотраслевых Правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок», утвержденных постановлением Минздравсоцразвития России от 05.01.2001 № 3, приказом Минэнерго России от 27.12.2000 № 163 (далее – ПОТ РМ-016-2001); Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (далее – ПТЭЭП).

II. Общие положения

2.1. Порядок обеспечения безопасности работников при выполнении работ в электроустановках до и выше 1000 В регламентируется соответствующими правилами и инструкциями, положениями, должностными обязанностями по соблюдению мер безопасности при производстве работ.
2.2. Своевременное выявление опасных мест направлено на снижение рисков и предупреждение случаев производственного электротравматизма.
2.3. Работники, обслуживающие электроустановки до и выше 1000 В, должны соблюдать меры безопасности при выполнении работ в опасных местах.
2.4. Примерный Перечень опасных мест в электроустановках до и выше 1000 В в структурных подразделениях ЦДИ, кроме электроустановок хозяйства электрификации и электроснабжения, представлен в Приложении № 1 к настоящему Положению.
2.5. Форма карты технологического процесса подготовки работы в опасном месте (далее – карта) представлена в Приложении № 2 к настоящему Положению.
2.6. Форма перечня опасных мест представлена в Приложении № 3 к настоящему Положению.

III. Термины и определения

В настоящем Положении применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1. Источник электрической энергии – электротехническое изделие (устройство), преобразующее различные виды энергии в электрическую энергию (в соответствии с ПТЭЭП).
3.2. Электрическая сеть – совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определённой территории (в соответствии с ПТЭЭП).
3.3. Электрооборудование – совокупность электрических устройств, объединенных общими признаками. Признаками объединения в зависимости от задач могут быть: назначение, например, технологическое; условия применения, например, в тропиках; принадлежность к объекту, например, станку, цеху (в соответствии с ПТЭЭП).
3.4. Электроустановка – совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид (в соответствии с ПТЭЭП).
3.5. Электроустановка действующая – электроустановка или ее часть, которая находится под напряжением, либо на которую напряжение может быть подано включением коммутационных аппаратов (в соответствии с ПТЭЭП).
3.6. Допуск к работам – проверка достаточности принятых мер, обеспечивающих безопасность производства работ, а также соответствия состава бригады и квалификации, включенных в наряд (распоряжение) лиц, инструктаж допускающим членов бригады (в соответствии со Стандартом «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие положения» СТО РЖД 15.013-2011, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 13.09.2011 № 2003р (далее – СТО РЖД 15.013-2011)).
3.7. Инструктаж целевой – указания по безопасному выполнению конкретной работы в электроустановке, охватывающие категорию работников, определенных нарядом или распоряжением, от выдавшего наряд, отдавшего распоряжение до члена бригады или исполнителя (в соответствии с ПОТ РМ-016-2001).
3.8. Знак безопасности – цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и (или) поясняющих надписей, предназначенное для предупреждения человека о непосредственной или возможной опасности запрещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов (в соответствии с «Инструкцией по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках», утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 261).
3.9. Распоряжение – это задание на производство работы, определяющее ее содержание, место, время, меры безопасности (если они требуются) и работников, которым поручено её выполнение с указанием группы по электробезопасности (в соответствии с ПОТ РМ-016-2001).
3.10. Наряд-допуск (далее – наряд) – задание на производство работы, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и работников, ответственных за безопасное выполнение работы (в соответствии с ПОТ РМ-016-2001).
3.11. Опасное место – присоединение или электроустановка, при техническом обслуживании которой для обеспечения безопасности персонала должны быть выполнены дополнительные меры (в соответствии с «Инструкцией по безопасности при эксплуатации электроустановок тяговых подстанций и районов электроснабжения железных дорог ОАО «РЖД», утвержденной ОАО «РЖД» 17.03.2008 № 4054).
Если после проведения аварийно-восстановительных или других работ подготовка места работы требует повышенного внимания и выполнения дополнительных мер безопасности, то необходимо оформить акт обследования опасного места (далее – акт).
3.12. Ответственный за электрохозяйство – работник из числа административно-технического персонала, на которого возложены обязанности по организации безопасного обслуживания электроустановок в соответствии с действующими правилами и нормативно-техническими документами (согласно ПОТ РМ-016-2001).
3.13. Персонал электротехнический – административно-технический, оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный персонал, организующий и осуществляющий монтаж, наладку, техническое обслуживание, ремонт, управление режимом работы электроустановок (в соответствии с ПОТ РМ-016-2001).
3.14. Производственное подразделение – составляющая часть структурного подразделения (в соответствии с СТО РЖД 15.013-2011).
3.15. Работа со снятием напряжения – работа, когда с токоведущих частей электроустановки, на которой будут проводиться работы, отключением коммутационных аппаратов, отсоединением шин, кабелей, проводов снято напряжение и приняты меры, препятствующие подаче напряжения на токоведущие части к месту работы (в соответствии с ПОТ РМ-016-2001).
3.16. Коммутационный аппарат – электрический аппарат, предназначенный для коммутации электрической цепи и снятия напряжения с части электроустановки (выключатель, выключатель нагрузки, отделитель, разъединитель, автомат, рубильник, пакетный выключатель, предохранитель и т.п.) (в соответствии с ПОТ РМ-016-2001).

IV. Порядок выявления опасных мест

4.1. Выявление опасных мест проводится комиссионно с оформлением локального распорядительного документа (приказа, распоряжения). Комиссия по выявлению опасных мест назначается распоряжением (приказом) руководителя структурного подразделения. В состав комиссии входят: ответственный за электрохозяйство структурного подразделения, начальник производственного (участка, цеха) подразделения, специалист по охране труда структурного подразделения, представитель производственно-технического (эксплуатационного) отдела (инженер, технолог).
Обследованию на предмет выявления опасных мест подлежат электроустановки до и выше 1000 В. При необходимости в составе комиссии по согласованию сторон могут принимать участие специалисты дистанций электроснабжения, в целях оказания методической помощи (в части выявления опасных мест) структурным подразделениям дирекций инфраструктуры: дистанциям сигнализации, централизации и блокировки; пути; инженерных сооружений; эксплуатационным вагонным депо; Центрам диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры; службам механизации и их структурным подразделениям.
Результаты обследования оформляются актом, который составляется вне зависимости от результатов обследования электроустановки и подписывается всеми членами комиссии.
4.2. В акте отражается факт проведения обследования вне зависимости от выявленных результатов (наличия или отсутствия опасного места), указываются объекты обследования, где находится опасное место, его границы (для дистанций сигнализации, централизации и блокировки; пути; инженерных сооружений; эксплуатационных вагонных депо; Центров диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры; служб механизации и их структурных подразделений – перегон, станция, номер опоры, наименование электроустановки, устройства, номер ячейки или иное конкретное место производства работ) и причина, по которой место отнесено к опасным.
4.3. Акты хранятся у специалистов по охране труда, копии – у руководителей производственных подразделений, инженеров (технологов) производственно-технических (эксплуатационных) отделов для планирования работы по ликвидации опасных мест, связанной с капитальными вложениями. Перечень мест хранения указанных документов может быть расширен и определён приказом (распоряжением) по структурному подразделению.
4.4. Комиссионный осмотр электроустановок проводится не реже одного раза в 2 года.
Если после проведения аварийно-восстановительных или других работ подготовка места работы требует повышенного внимания и необходимости разработки и принятия дополнительных мер безопасности, такое место работы оформляется в недельный срок актом как опасное место по представлению начальника производственного подразделения в соответствии с требованиями пункта 4.1 настоящего Положения.
4.5. На основании акта обследования в двухнедельный срок ответственным за электрохозяйство совместно с руководителем производственного подразделения составляются технологические карты на работы в местах повышенной опасности за подписью членов комиссии (Приложение № 2).
На опоры с загниванием выше допустимых показателей разрешается составлять одну карту, но на схемах такие места должны быть обозначены на каждом перегоне, станции.
Карты утверждаются начальником структурного подразделения.
Карты пересматриваются ежегодно, переутверждаются один раз в три года.
4.6. На основании актов и карт инженером (технологом) производственно-технического (эксплуатационного) отдела разрабатываются сводные перечни опасных мест (далее – перечни) по установленной форме (Приложение № 3).
В графе «Меры безопасности; переключения, которые необходимо выполнить» указываются объекты, присоединения и коммутационные аппараты, которые должны быть отключены при подготовке места работы, количество переносных заземлений и другие меры безопасности.
Перечни подписывает ответственный за электрохозяйство, утверждает начальник структурного подразделения.
Перечни хранятся у ответственного за электрохозяйство, инженера по охране труда, диспетчеров (при наличии в штате структурного подразделения), лиц, имеющих право выдачи нарядов-допусков, распоряжений, инженера (технолога) технического (эксплуатационного) отдела, в производственных подразделениях структурного подразделения.
У диспетчера структурного подразделения (при наличии в штате предприятия) и лица, имеющего право выдачи нарядов, распоряжений, перечни хранятся в отдельной папке.
4.7. Перечни размещаются в уголках по охране труда, корректируются и переутверждаются до 1 января следующего года.
4.8. Руководители структурных и производственных подразделений обязаны обеспечить изучение перечней персоналом, обслуживающим электроустановки. Знание причастным персоналом перечней и карт проверяется при периодических проверках знаний норм и правил работы в электроустановках.
4.9. Подготовка локального распорядительного документа (приказа, распоряжения) о создании комиссии по выявлению опасных мест возлагается на ответственного за электрохозяйство.
4.10. Ответственному за электрохозяйство структурного подразделения установлена ответственность за:
полноту охвата электроустановок производственных подразделений комиссиями по выявлению опасных мест;
составление необходимой документации;
оформление нарядов-допусков в опасных местах в соответствии с требованиями настоящего Положения;
наличие у инженера (технолога) производственно-технического (эксплуатационного) отдела, диспетчера (при наличии в штате структурного подразделения) и лиц, имеющих право выдачи нарядов-допусков, распоряжений, необходимой документации.
V. Обозначение опасных мест

5.1. Согласно ОСТ 32.4-76 в электроустановках, на линиях опасные места должны быть обозначены плакатами «Внимание! Опасное место».
5.2. На однолинейных схемах электроснабжения (далее – схемы) наличие каждого опасного места отмечается знаком (красной стрелой или красным треугольником). Схемы с нанесенными на них обозначениями опасных мест (образец приведен в Приложении № 4) хранятся в производственном подразделении, у ответственного за электрохозяйство, диспетчера (при наличии в штате структурного подразделения) и лиц, имеющих право выдачи нарядов-допусков, распоряжений.

VI. Выполнение работ в опасных местах

6.1. Производство работ в опасных местах выполняется с оформлением наряда на производство работ.
6.2. Наряд на выполнение работы в опасном месте обязательно должен иметь отличие: красную полосу по диагонали от левого нижнего угла до правого верхнего угла шириной не менее 3 мм. Полоса наносится лицом, выдающим наряд при его выписке. Такая же полоса должна быть и на карте технологического процесса подготовки работы в опасном месте. В правом верхнем углу наряда проставляется номер карты.
6.3. Выдающий наряд, обнаружив на схеме в границе работы знак опасного места, должен при определении мер безопасности руководствоваться картой технологического процесса подготовки работы в опасном месте.
6.4. При выдаче наряда на производство работы в опасном месте выдающий наряд должен провести производителю работ и членам бригады инструктаж по особенностям предстоящей работы, порядку ее выполнения, мерам безопасности, отраженным в карте технологического процесса подготовки работы в опасном месте. Факт проведения инструктажа по наряду и карте на выполнение работы в опасном месте фиксируется в наряде и в журнале учета работ по нарядам-допускам и распоряжениям (с заполнением всех граф), форма которого приведена в приложении № 5 к настоящему Положению.
Технологическая карта на производство работ в опасном месте выдаётся производителю работ в обязательном порядке.

VII. Ликвидация опасных мест

7.1. По результатам выявления опасных мест в электроустановках ответственный за электрохозяйство структурного подразделения совместно с инженером (технологом) производственно-технического (эксплуатационного) отдела разрабатывают предложения для включения в план ликвидации опасных мест по пятилетнему циклу с разбивкой по цехам и срокам выполнения. Позиции плана в дальнейшем должны быть включены в соответствующие программы ремонта с указанием стоимости работы и предполагаемого источника финансирования. Сводный план по ликвидации опасных мест по структурному подразделению обобщается начальником технического (эксплуатационного) отдела, согласовывается ответственным за электрохозяйство структурного подразделения и утверждается начальником структурного подразделения. Утвержденный сводный план хранится у ответственного за электрохозяйство. Копия утвержденного сводного плана устранения опасных мест с указанием цехов и сроков устранения передается специалисту по охране труда структурного подразделения для контроля за устранением опасных мест. На основании утвержденного плана ликвидации опасных мест, программ ремонта электрооборудования ответственный за электрохозяйство совместно с руководителем производственного подразделения и инженером (технологом) технического (эксплуатационного) отдела включают устранение опасных мест в годовой график планово-предупредительного ремонта структурного подразделения с помесячным планированием.
7.2. Опасное место может быть исключено из перечня, если будет выполнена необходимая техническая реконструкция электроустановки, которая обеспечит безопасные условия производства работ, не требующих дополнительных мер безопасности.
7.3. Ликвидация опасного места должна быть оформлена актом комиссии в составе, указанном в пункте 4.1 настоящего Положения, и утверждена руководителем структурного подразделения с последующим оформлением организационно-распорядительного документа (приказа, распоряжения) по структурному подразделению.

Заместитель начальника дирекции по
технической политике и развитию Н.Н.Балуев

Начальник службы охраны труда,
промышленной безопасности и экологии А.В.Морковников


ОПАСНЫЕ МЕСТА
1. К опасным местам на контактной сети относятся:

врезные и секционные изоляторы, отделяющие часто отключаемые и заземляемые пути погрузки-выгрузки, осмотра крышевого оборудования и т.п.;

места сближения на расстояние менее 0,8 м консолей или фиксаторов различных секций перегонов и станций;

опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места работы на которых до токоведущих частей менее 0,8 м;

общие стойки фиксаторов различных секций двухпутных консолей, перегонов и станций, где расстояние между фиксаторами менее 0,8 м;

опоры, где расположены два и более разъединителя, разрядника;

прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на расстоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников с другими потенциалами;

места прохода питающих фидеров, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин;

места расположения электрорепеллентной защиты;

опоры с роговым разрядником, на которых смонтирована подвеска одного из путей, а шлейф разрядника подключен к другому пути.

2. К опасным местам на ВЛ относятся:

опоры с совместной подвеской проводов ВЛ 6, 10 кВ и с напряжением до 1000 В при расстоянии между ними менее 2 м;

участки ВЛ в пролете пересечения двух линий, если пересечение по габаритам выполнено с отступлением от требований ПУЭ;

опоры, на которых установлены два и более разъединителя, две и более кабельные муфты различных присоединений;

опоры, на которых крепятся провода пересекающихся линий напряжением до 1000 В различных присоединений;

участки линий освещения пешеходных мостов, расположенные над контактной сетью, и линии освещения пассажирских платформ на тросовой подвеске, закрепленной на нижних фиксирующих тросах поперечин;

деревянные опоры с загниванием более допустимого.

3. Опасные места должны быть обозначены предупреждающими знаками и плакатами "Внимание! Опасное место".

Приложение 4
УКАЗАТЕЛИ, ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ, РУЧНЫЕ СИГНАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА КОНТАКТНОЙ СЕТИ
УКАЗАТЕЛИ "ОПУСТИТЬ ТОКОПРИЕМНИК"
1. На электрифицированных участках постоянного тока перед воздушными промежутками, где в случае внезапного снятия напряжения в одной из секций контактной сети не допускается проход электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, применяются сигнальные световые указатели "Опустить токоприемник", помещаемые на опорах контактной сети или отдельных мачтах (рис. 58).

Рис. 58
При появлении на сигнальном указателе мигающей светящейся полосы прозрачно-белого цвета машинист обязан немедленно принять меры к проследованию ограждаемого воздушного промежутка с опущенными токоприемниками. Нормально сигнальные полосы указателей не горят и в этом положении указатели сигнального значения не имеют.
ПОСТОЯННЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ
2. В случае применения сигнальных указателей "Опустить токоприемник" перед ним устанавливается постоянный сигнальный знак с отражателями "Внимание! Токораздел" (рис. 59, а ). Постоянный сигнальный знак "Поднять токоприемник" с отражателями на нем устанавливается за воздушным промежутком в направлении движения (рис. 59, б ).

Схема установки сигнальных указателей "Опустить токоприемник" и постоянных сигнальных знаков "Поднять токоприемник" и "Внимание! Токораздел" приведена на рис. 60. Размещение их не должно ухудшать видимость и восприятие постоянных сигналов.

При обращении 12-вагонных электропоездов расстояние от воздушного промежутка до постоянного знака "Поднять токоприемник" должно быть не менее 250 м.

Рис. 59


Рис. 60
3. Опоры контактной сети, ограничивающие воздушные промежутки, должны иметь отличительный знак - чередующиеся четыре черные и три белые горизонтальные полосы. Первая опора по направлению движения поезда, кроме того, дополнительно обозначается вертикальной черной полосой (рис. 61, а ).

Знаки могут наноситься непосредственно на опоры или щиты, закрепляемые на опорах (рис. 61, б ).

Рис. 61
На многопутных участках допускается установка указанных знаков на конструкциях контактной сети над осью пути. Остановка электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками между этими опорами (знаками) запрещается.

4. Предупредительные сигнальные знаки с отражателями устанавливаются на электрифицированных участках:

"Отключить ток" (рис. 62, а ) - перед нейтральной вставкой;

"Включить ток на электровозе" (рис. 62, б );

"Включить ток на электропоезде" (рис. 62, в ) - за нейтральной вставкой.

Схема установки этих знаков приведена на рис. 63.

Рис. 62


Рис. 63
Сигнальный знак "Конец контактной подвески" (рис. 64) устанавливается на контактной сети в местах, где оканчивается рабочая зона контактного провода.

Рис. 64
ВРЕМЕННЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ
5. В местах, не допускающих проследования электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками (при неисправности контактной сети, производстве плановых ремонтных и строительных работ, когда при следовании поездов необходимо опускать токоприемники), устанавливаются временные сигнальные знаки с отражателями, которые показывают:

"Подготовиться к опусканию токоприемника" (рис. 65, а );

"Опустить токоприемник" (рис. 65, б );

"Поднять токоприемник" (рис. 65, в ).

Схема установки этих знаков приведена на рис. 66.

Рис. 65

Рис. 66
Если на двухпутном участке ведутся плановые ремонтные путевые и строительные работы с пропуском поездов по одному из путей и укладкой временных съездов, не оборудованных контактной сетью, сигнальный знак "Опустить токоприемник" устанавливается на расстоянии не менее 100 м от ограждаемого участка. Остальные сигнальные знаки устанавливаются по указанной на рис. 66 схеме.

В случае внезапного обнаружения повреждения контактной сети, не допускающего проследования электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, работник дистанции электроснабжения, обнаруживший эту неисправность, обязан отойти на 500 м в сторону ожидаемого поезда и подавать машинисту приближающегося поезда ручной сигнал "Опустить токоприемник" (рис. 67):

днем - повторными движениями правой руки перед собой по горизонтальной линии при поднятой вертикально левой руке;

ночью - повторными вертикальными и горизонтальными движениями фонаря с прозрачно-белым огнем.

Рис. 67
Машинист обязан: подать оповестительный сигнал, при обесточенной электрической цепи опустить токоприемники и с особой бдительностью проследовать место повреждения, убедившись в исправности контактной сети, поднять токоприемники и продолжить движение.

Приложение 5
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С РУЧНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ И МОНТАЖНЫМИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯМИ
1. Бойки молотков и кувалд должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин и заусенцев.

2. Рукоятки молотков, кувалд и другого инструмента ударного действия должны быть изготовлены из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, бука, клена, ясеня, рябины, кизила, граба) без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих прочность и надежность в работе. Свободный конец рукоятки должен несколько утолщаться (кроме кувалд) во избежание выскальзывания рукоятки из рук при взмахах и ударах инструментом.

У кувалд рукоятка к свободному концу несколько утоньшается. Кувалду насаживают на рукоятку в сторону утолщенного конца без клиньев. Клинья для укрепления инструмента на рукоятке выполняются из мягкой стали с насечками (ерши).

3. Рукоятки лопат изготавливаются из древесных пород без сучков и косослоя или из синтетических материалов.

4. Инструмент ударного действия (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и др.) должен иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов. На рабочем конце не должно быть повреждений. Длина инструмента ударного действия должна быть не менее 150 мм.

5. При работе клиньями или зубилами с помощью кувалд следует применять клинодержатели с рукояткой длиной не менее 0,7 м.

6. При работах с инструментом ударного действия работники должны пользоваться защитными очками для предотвращения попадания в глаза твердых частиц.

7. Размеры зева (захвата) гаечных ключей не должны превышать размеров головок болтов (граней гаек) более чем на 0,3 мм. Применение подкладок при зазоре между плоскостями губок и головок болтов или гаек более допустимого запрещается.

8. Запрещается удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами. Допускается удлинять рукоятки ключей дополнительными рычагами только типа "звездочка" либо применять ключи с длинными рукоятками. Во избежание падения запрещается класть инструмент на перила ограждений или на край площадки лесов, подмостей, а также вблизи открытых люков, колодцев.

9. Рабочие поверхности губок разводного ключа должны быть параллельны между собой. Допускается отклонение от параллельности, направление на уширение зева к его основанию, не превышающее 2°. При повороте червяка подвижная губка ключа должна перемещаться по всей длине зева плавно, без заеданий. В процессе эксплуатации разводного ключа должно обеспечиваться удержание червяка от самопроизвольного поворота. Не должно быть выпадения губки при разведении зева. При эксплуатации разводных ключей не допускается пользование дополнительными рычагами и использование ключа с размерами под зев свыше указанного на ключе.

10. Натяжные муфты не должны иметь изгиба винтов, люфта, винтов в направляющих гайках, трещин и заусенцев на корпусе муфты

11. Рукоятки рихтовочных ключей должны быть гладкими и не иметь заусенцев.

12. Напильники, ножовки и другие инструменты заостренным концом со стороны рукоятки должны быть насажены на деревянные рукоятки со стяжными кольцами. Работать таким инструментом без рукояток запрещается.

13. Блоки полиспастов должны иметь клеймо с указанием грузоподъемности. Ролики в полиспастах должны легко вращаться, для чего их необходимо систематически смазывать. Щеки блоков, реборды роликов, натяжной крюк и петли не должны иметь трещин, сколов и других дефектов.

Приложение 6
РАБОТА С МЕГАОММЕТРОМ
1. Измерения мегаомметром в установках напряжением выше 1000 В производят по наряду два работника, один из которых должен иметь группу IV.

В установках напряжением до 1000 В измерения выполняются по распоряжению двумя лицами, одно из которых должно иметь группу III.

Измерения мегаомметром выполняются на отключенных токоведущих частях, с которых снят заряд путем предварительного их заземления. Заземление с токоведущих частей следует снимать только после подключения мегаомметра.

2. Испытания изоляции линии, которая может получать напряжение с двух сторон, разрешается производить только в том случае, если от оперативного персонала электроустановки, которая присоединена к другому концу этой линии, получено сообщение о том, что выключатель и разъединители отключены и вывешен плакат "Не включать. Работают люди".

3. Перед началом испытаний необходимо убедиться в отсутствии людей, работающих на той части электроустановки, к которой присоединен испытательный прибор, запретить находящимся вблизи него лицам прикасаться к токоведущим частям и, если нужно, выставить охрану.

4. При работе с мегаомметром прикасаться к токоведущим частям, к которым он присоединен, запрещается. После окончания работы необходимо снять остаточный заряд с проверяемого оборудования посредством его кратковременного заземления.

5. Измерения мегаомметром запрещаются:

на одной из цепей двухцепных линий напряжением выше 1000 В, в то время когда другая цепь находится под напряжением;

на одноцепной линии, если она идет параллельно работающей линии напряжением выше 1000 В;

во время грозы или при ее приближении.

Приложение 7
ПЛАКАТЫ И ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ


Номер плаката или знака

Наименование и назначение

Исполнение, размеры, мм

Область применения

ПЛАКАТЫ ЗАПРЕЩАЮЩИЕ

1.

"Не включать. Работают люди".

Для запрещения подачи напряжения на рабочее место


Красные буквы на белом фоне.

Кайма красная шириной 13 и 5 мм.

Плакат переносный


В электроустановках напряжением до и выше 1000 В. Вывешиваются на приводах разъединителей, отделителей, выключателях нагрузки, на ключах и кнопках дистанционного управления, на коммутационной аппаратуре до 1000 В (в автоматах, рубильниках, выключателях), при ошибочном включении которых может быть подано напряжение на рабочее место. На присоединениях до 1000 В, не имеющих в схеме коммутационных аппаратов, плакат вывешивают у снятых предохранителей

2.

"Не включать. Работа на линии".

Для запрещения подачи напряжения на линию, на которой работают люди


Белые буквы на красном фоне.

Плакат переносный


То же, но вывешивают на приводах, ключах и кнопках управления тех коммутационных аппаратов, при ошибочном включении которых может быть подано напряжение на ВЛ или КЛ, на которой работают люди

ЗНАКИ И ПЛАКАТЫ ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ

3.


По ГОСТ 12.4.026-76 (знак № 2.5).

Фон желтый, кайма и стрела черные.

Сторона треугольника:

360 на дверях помещений

100 для оборудования и тары

Знак постоянный


В электроустановках напряжением до и выше 1000 В.

Укрепляются на внешней стороне входных дверей РУ за исключением дверей комплектного распределительного устройства и КТП, расположенных в этих устройствах; наружных дверей камер выключателей и трансформаторов; ограждений токоведущих частей, расположенных в производственных помещениях; дверей щитов и сборок напряжением до 1000 В


То же

То же

В населенной местности*.

Укрепляется на опорах ВЛ выше 1000 В на высоте 2,5-3 м от земли, при пролетах менее 100 м укрепляется через опору, при пролетах более 100 м и переходах через дороги - на каждой опоре. При переходах через дороги знаки должны быть обращены в сторону дороги, в остальных случаях - сбоку опоры поочередно с правой и левой стороны. Плакаты крепят на металлических и деревянных опорах


4.

"Осторожно! Электрическое напряжение".

Для предупреждения об опасности поражения электрическим током


Размеры те же, что и у знака № 3.

Кайма и стрела наносятся посредством трафарета на поверхность бетона несмываемой черной краской.

Фоном служит поверхность бетона.

Знак постоянный


То же, но только на железобетонных опорах ВЛ

5.

"Стой! Напряжение".

Для предупреждения об опасности поражения электрическим током


Черные буквы на белом фоне.

Кайма красная шириной 21 мм.

Плакат переносный


В электроустановках до и выше 1000 В.

В ЗРУ вывешивается на временных ограждениях токоведущих частей, находящихся под рабочим напряжением (когда снято постоянное ограждение); на временных ограждениях, устанавливаемых в проходах, куда не следует заходить; на постоянных ограждениях камер, соседних с рабочим местом.

В ОРУ вывешивается при работах, выполняемых с земли, на канатах и шнурах, ограждающих рабочее место; на конструкциях, вблизи рабочего места на пути к ближайшим токоведущим частям, находящимся под напряжением


6.

"Испытание. Опасно для жизни".

Для предупреждения об опасности поражения электрическим током при проведении испытаний повышенным напряжением


Черные буквы на белом фоне.

Кайма красная шириной 21 мм.

Стрела красная по ГОСТ 12.4.026-76. 280210


Вывешивается надписью наружу на оборудовании и ограждениях токоведущих частей при подготовке рабочего места для проведения испытания повышенным напряжением

7.

"Не влезай. Убьет!"

Для предупреждения об опасности подъема по конструкциям, при котором возможно приближение к токоведущим частям, находящимся под напряжением


Черные буквы на белом фоне. Кайма красная шириной 21 мм.

Стрела красная по ГОСТ 12.4.026-76.

Плакат переносный


В РУ вывешивается на конструкциях, соседних с той, которая предназначена для подъема персонала к рабочему месту, расположенному на высоте

8.

"Внимание! Опасное место".

Фон желтый, кайма и стрела черные

В опасных местах на конструкциях РУ тяговых подстанций, на контактной сети

9.

"Осторожно! Негабаритное место"

Фон желтый, кайма и восклицательный знак внутри каймы черные

Устанавливается на границах зон, где пространство между габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава не обеспечивает безопасность работающих

ПЛАКАТЫ ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ

10.

"Работать здесь".

Для указания рабочего места


Белый круг диаметром 168 и 68 мм на зеленом фоне.

Буквы черные внутри круга.

Кайма белая шириной 5 и 2 мм. 250250;

Плакат переносный


В электроустановках электростанций и подстанций вывешивают на рабочем месте. В ОРУ при наличии защитных ограждений рабочего места вывешивают в месте прохода за ограждение

11.

"Влезать здесь".

Для указания безопасного пути подъема к рабочему месту, расположенному на высоте


То же

Вывешивают на конструкциях или стационарных лестницах, по которым разрешен подъем к расположенному на высоте рабочему месту

ПЛАКАТ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ

12.

"Заземлено".

Для указания о недопустимости подачи напряжения на заземленный участок электроустановки


Черные буквы на синем фоне.

Кайма белая шириной 13 и 5 мм.

8050


В электроустановках электростанций и подстанций вывешивают на приводах разъединителей, отделителей и выключателей нагрузки, при ошибочном включении которых может быть подано напряжение на заземленный участок электроустановки, и на ключах и кнопках дистанционного управления ими

Лучшие статьи по теме