Туристический портал - BritannicVoyage
  • Главная
  • Москва
  • Остров красных скал гельголанд. Остров гельголанд и его история

Остров красных скал гельголанд. Остров гельголанд и его история

А вот вы знали такое про Германию?

Хельголанд (Helgoland-герм. или Heligoland- англ.), в русскоязычной литературе почему-то всегда называемый Гельголанд - миниатюрный германский архипелаг в Северном море. Он располагается в 46 километрах от континентальной Германии и состоит из двух островов: населенного главного острова треугольной формы Hauptinsel (площадью около 1 кв.км) и расположенного к западу от него гораздо более низменного Düne (0,7 кв.км), практически полностью состоящего из песчаных пляжей и имеющего в качестве постоянного населения лишь персонал нескольких туристических кемпингов и маленького аэродрома.

Затерянный в морской бесконечности островок с высоким скалистым берегом из ярко-красного песчаника не может не вызвать восхищения. Глядя на это невероятное творение природы, сложно представить, что оно находится не в далеких экзотических краях, а в Северном море, которое омывает одни из самых холодных стран Европы - Великобританию, Данию, Норвегию. Ландшафт этого причудливого треугольного участка суши, длиною всего 1 кв. км, совершенно нехарактерен для континентального побережья Северного моря. Вертикальные пятидесятиметровые утесы вытянулись пестрой стеной вдоль линии моря на севере, западе и юго-западе, где к тому же крутые обрывы опускаются ниже уровня воды еще на 56 метров. Интересно, что пестрый песчаник этих скал, датируемый триасовой геологической эпохой, старше белой меловой породы своего основания, породы, из которой также образованы Белые скалы Дувра и подобные немецкие и датские острова в Балтийском море.

На северной стороне особняком стоит потрясающий 47-метровый утес из красного песчаника, который носит название Длинная Анна (Lange Anna). Известно, что в начале первой мировой войны так звали высокую официантку из близлежащего кафе, но почему утес был назван в ее честь - остается загадкой. Тысячи лет назад «Длинная Анна» была частью острова, затем под воздействием водной эрозии образовалась арка, промытая морской водой. В настоящее время мы видим лишь остаток от той арки - гигантскую нерукотворную колонну, которая превратилась в символ Хельголанда и стала изюминкой этого удивительного места. К сожалению, стихия продолжает серьезно воздействовать на великолепный природный памятник, и угроза его разрушения с каждым днем растет.

История острова необычайно интересна. Еще с доисторических времен его населяли люди, которые пришли сюда по семидесятикилометровой косе, когда-то соединявшей остров с материком и впоследствии ушедшей под воду из-за воздействия ветряной эрозии.

Больше 6000 лет назад Хельголанд был в несколько раз больше, а по его поверхности протекали реки. Постепенно морская пучина стала разрушать породу острова, наступая с севера и юга, вымывая при этом отвесные скалы.

Примерно в VII веке на нем поселились фризы - один из небольших германских народов. Долгое время остров считался убежищем пиратов, промышлявших в Северном море.

В XII-XIII веках Гельголанд принадлежал Дании, а затем отошел немецкому герцогству Шлезвиг, которое, в свою очередь, через несколько веков само оказалось под контролем датской короны.

Не обошлось и без вмешательства людей - уже к 18 веку многочисленные горные разработки и добыча камня привели к тому, что остров распался на две части, соединенные друг с другом тончайшей перемычкой. Сильнейший шторм зимой 1721 года разрушил ее, окончательно разделив Хельголанд на две части. Сегодня второй маленький островок под названием Дюне находится всего в 1,5 км от Хельголанда и часть его служит взлетно-посадочной полосой.


1890 год

Благодаря своему выгодному географическому положению Хельголанд всегда играл заметную роль во время военных действий, начиная со времен Наполеона и заканчивая мировыми войнами XX столетия. К началу первой мировой войны остров был превращен в мощную немецкую военно-морскую базу, с множеством подземных тоннелей, бункеров, убежищ и шахт. Сегодня можно повсюду обнаружить следы того времени - полуразрушенные подземные ходы, входы, выдолбленные в скалах, поросшие травой бомбовые воронки, а маяк на северном конце острова некогда был противовоздушным оборонительным сооружением. После окончания второй мировой войны правительство Великобритании решило уничтожить остров, устранив тем самым возможность будущей военной угрозы. В 1947 году на острове прогремел сильнейший неядерный взрыв в мировой истории - Хельголанд уцелел, но его облик был существенно изменен. Так, обрушились многие берега, а на юге образовалась низменность.

В 1950 году остров вновь перешел в руки Германии, сюда вернулись жители, эвакуированные во время войны, и для Гельголанда наступили спокойные времена. Сюда стали приезжать путешественники, художники, писатели, интеллигенция, что превратило Хельголанд в знаменитое курортное место, каким он остается до сих пор. И неудивительно, ведь этому очаровательному острову есть, что предложить туристам - многочисленные маршруты проведут вас по самым живописным уголкам острова, где вы сможете увидеть величественные скалы и обрывы, зеленые луга, на которых пасутся коровы и овцы, дюны, тюленей, греющихся на морском берегу.

В начале июня в заповеднике дикой природы Люмменфелсен, самом маленьком заповеднике в мире, где обитают тысячи кайр, гагарок, северных бакланов и чаек, вы сможете наблюдать поистине изумительное зрелище - для птенцов кайр приходит время научиться летать и, еще ни разу не расправлявшие крылья, они бросаются вниз с обрыва, но чудесным образом не разбиваются.


Что делает Хельголанд еще более особенным, так это его климат. Выгодная близость к теплому Гольфстриму и маленькая площадь суши, не задерживающая холод, создают поистине прекрасные погодные условия. Это самое солнечное и теплое место в Германии: даже зимой температура не опускается ниже 10 °C, что позволяет выращивать здесь теплолюбивые растения, например, фигу. Два длинных великолепных пляжа соседнего островка Дюне с мелким песком напоминают Карибские острова с пальмами, склоненными над бирюзовым морем - райское место для купания.

Хельголанд - идеальный выбор не только для тех, кто мечтает окунуться в мир природы, отдохнуть от городского шума и суеты, но и для любителей красивой жизни: здесь есть яхт-клуб, спа-курорты, мини-поля для гольфа, открытые бассейны с морской водой, уютные коттеджи и магазины беспошлинной торговли. Путешествие сюда оставит неизгладимые впечатления, и на этот чудесный остров непременно захочется вернуться.

Хельголанда Координаты GPS: 54.1825, 7.885278

Гельголанд - один из самых старых европейских курортов. Первый морской курорт появился здесь еще в 1826 году, когда острова были владением Британской короны. Здесь отдыхали многие известные личности того времени. Его не раз посещал Генрих Гейне.

На пляже острова Дюне можно полюбоваться загорающими тюленями и моржами. И они уже настолько адаптировались к частому посещению гостей, что людей совсем не боятся.

А вот искупаться на островах удастся только лишь тем туристам, которые не боятся холодной воды. Ведь даже в самые жаркие дни температура воды не превышает 20 °С.

В настоящее время вынашивается идея засыпать пролив между основным островами. На отвоеванной у моря территории предлагается построить несколько отелей, увеличив число гостиничных мест почти в три раза, а также оборудовать пристань для яхт, и более просторный и комфортный пляж.

Жители Гельголанда на состоявшемся 26 июня 2011 года референдуме высказались против планов по увеличению территории острова. Бургомистр Гельголанда Йорг Сингер (Joerg Singer), активно поддерживавший проект искусственной насыпи, заявил, что, итоги референдума ни в коем случае не перечеркивают планов по дальнейшему развитию острова. По его словам, теперь настало время рассмотреть другие возможности по наращиванию островной территории.

Раньше большинство населения островов говорило на гельголандском диалекте фризского языка, но теперь он практически вытеснен немецким языком. Несмотря на это фризский язык является официальным.

Официальный сайт архипелага Гельголанд, helgoland.de/en/welcome.html , поможет Вам более подробно ознакомиться с инфраструктурой этого германского морского курорта.

Отредактированный и укороченный вариант данной Путевой заметки был напечатан в GEO Traveler, #3, 2009, 126-131, и имел название "Взорванная земля"

Самый посещаемый остров

Звучное название необычного острова «Хельголанд» (Helgoland) я слышал довольно давно, знал я и то, что он находится где-то посредине Северного моря, в дельте реки Эльба, и что это самый посещаемый для отдыха остров в Германии (более 500 тыс туристов ежегодно, рекорд - 10 тыс туристов в день). Но вот почему это так, мне предстояло узнать только прошлым летом.

В путь

Я выбрал самый удобный, хотя и не самый дешевый способ добраться до немецкого острова «Буяна» - на сверхбыстроходном ультрасовременном катамаране “Halunder Jet”, который ходит летом ежедневно с Гамбурга, беря на борт почти 600 пассажиров. Всего 4 часа - и вы на острове.
Одним августовским ранним утром, взяв два дня отпускных, я был в живописной гамбургской гаване, любуясь её акваторией сверху со станции наземного метро линии U3, «Landungsbrücke». До отхода катамарана в 9:00 оставалось еще полчаса, но его красный силуэт у причала был уже окружен многочисленной толпой сонных туристов с багажем. Немцы любят посещать Хельголанд! Чаще всего всей семьей! Родители, дети, бабушки и дедушки, каждый тащит свой рюкзак, фотоаппарат или бинокль. Увидеть большую компанию фотографов-профессионалов дикой природы с чемоданами на колесиках с объективами в 20-30 кг - это нормально. Влюбленные пары, поэты, философы, музыканты, художники, политики - кто только не ездит, благо на острове есть где уединиться или развлечься. Все это современное удовольствие перемещения по воде стоило мне €75 в обе стороны. Хотя можно было немного и сэкономить, особенно если ехать семьей или группой; для этого сначала нужно добраться до Куксхафена (Cuxhaven) на региональном поезде «Metronom» по вохеэндетикет (дешевый билет выходного дня, €37 на пять персон), а потом пересесть на 76 метровый корабль ”MS Atlantis”, берущий на борт до 1000 пассажиров. Во второе мое посещение острова я именно так и сделал - дешевле, хотя и менее комфортно. Летом, в хайсизн, лучше бронировать билеты загодя онлайн http://www.helgoline.de, хотя можно купить и у пристани если повезет. В наши дни Хельголанд доступен круглый год, если не сильно штормит. Добраться зимой можно, опять же с Куксхафена, либо на уже знакомом ”MS Atlantis”, либо чуть поменьше “MS Funny Girl”, оба корабля идут до острова и обратно несколько раз в неделю (билет €37, http://www.helgolandreisen.de).

Остров в океане

Время в пути шло медленно. По левую и правую стороны проплывали бесконечные зеленые поля утыканные гигантскими белыми ветряными электростанциями, медленно пережевывающими насыщенный влагой воздух. Я предвкушал встречу с островом-контрастов, о котором я так много слышал и читал. Мне вспомнились некоторые подробности из его прошлого и настоящего. Хельголанд имеет удивительную историю. Это самая крайняя плоть немецкой земли на Западе. Но немецким он был не всегда: принадлежал то датским князьям, то английским. Как морской курорт его облюбовали именно немцы. Здесь отдыхал Генрих Гейне, а Хоффманн фон Фаллерслебен именно на Хельголанде написал «Песню немцев» на музыку Йозефа Гайдна – она стала гимном Германии. В 1890 г. англичане отдали остров Германии, выменяв его на Занзибар, который в то время был немецкой колонией. Если глянуть еще дальше в историю острова, то когда-то, когда мужчины носили медвежьи шкуры, а женщины готовили на огне, в последний Ледниковый период, Хельголанд был и вовсе не островом - а частью материка. Сегодня же его отдаляет от большой земли 50 - 70 км холодных вод Северного моря. Как возник этот небольшой архипелаг посреди морской пучины с кроваво-красными высотой в 20-ти этажный дом утесами, похожими на американский «Гранд каньон», аналогов которым нет в этих широтах, никто не знает. Хельголанд, который можно обойти по периметру часа за полтора-два имеет площадь не более 1 кв км и длину около 2 км, на самом деле состоит из двух островов Hauptinsel («хауптинзель», главный остров, собственно Хельголанд) и Düne («Дюн», остров Дюна) - который поменьше первого и примерно 15 мин ходу на катере от него. Архипелаг входит в состав федеральной земли Германии - Шлезвиг-Гольштейн, но не входит в таможенно-налоговую территорию ЕС, поэтому весь шопинг на острове дьюти-фри. Население острова примерно 1650 человек и в основном занимается туризмом, рыбной ловлей и пилотированием кораблей в здешних водах. Раньше большинство островитян говорило на гельголандском диалекте фризского языка, но теперь он практически вытеснен немецким. Фризский язык является наиболее близким древнеанглийского языка. Английский также в ходу.

Большой взрыв

“Halunder Jet” бросил свой якорь на острове ровно по-расписанию, в 12:45, по-немецки «зер пунтлих». Остров встретил нас тягучим туманом, который, впрочем, быстро рассеялся, обнажив разноцветный Оберлянд. Дело в том, что Науптинзель делится на три главные части: Оберлянд (Oberland), верхняя земля, высотой 50-60 м, соединяется с нижней землей Унтерлянд (Unterland), длинной лестницей и лифтом, и Миттельлянд (Mittelland), средняя земля, раньше ее не было. Когда-то весь Оберлянд был плоским как морская гладь и на нем выращивали картошку и свеклу, сегодня он весь изрыт буграми, впадинами и кратерами, как кожа старого тюленя - результат бомбежки острова англичанами во время Второй Мировой войны. После войны бомбить Хельголанд не перестали, здесь был военный полигон испытания бомб, мин и торпед. 18 апреля 1947 г - стал самым кошмарным днем в истории острова. В этот день англичане произвели самый мощный неядерный взрыв в истории человечества, «Биг Бэнь» называется (Big Bang - Большой Взрыв), взорвав в туннелях и катакомбах южной части острова самое большое количество взрывчатки одновременно за всю мировую историю, что-то около 6.8 килотонн или 3.2 килотонн в тротиловом эквиваленте; "Малыш", сброшенный на Хиросиму имел мощность примерно 13 килотонн, нагасакский "Толстяк" - 21. Говорят взрыв был настолько мощным, что его слышали даже на материке, а землю трясло как при семибалльном землетрясении, в воздух на 3 км поднялся столб дыма. После взрыва образовалась котловина радиусом примерно в 70 метров, 70 тыс кубометров земли исчезли навсегда. Взрыв образовал новую землю - Миттельлянд, сейчас там находится клиника Парацельсуса с красным крестом на крыше. Как раз недалеко от Миттельлянда и пришвартовался наш суперджет.

В конце Второй мировой войны у британской армии был огромный излишек боеприпасов и взрывчатых веществ, требовавших утилизации. Предлагалось использовать избыточные боеприпасы для сейсмических экспериментов, настроив управляемые взрывы для генерации сейсмических волн. Таким образом планировалось имитировать небольшие землетрясения. Было непрактично и опасно выполнять такие эксперименты в Англии из-за сильно больших рисков. Таким образом, британцы обратились к поверженной Германии, а конкретно - к острову Гельголанд.

Британцы только что завершили самую большую войну в истории человечества, но взрывчатые вещества и агрессия все еще сохранились в избыточных количествах. В июле 1946 был взорван склад боеприпасов около города Золтау в северной Германии. Сейсмические волны от взрыва наблюдались на расстояниях до 50 км от эпицентра. Но британцам было нужно что-то большее. Таким образом, они начинали готовиться к самому мощному неядерному взрыву в мире, который в конечном счете стал известным, как “Британский Удар”. Целью был избран небольшой архипелаг под названием Гельголанд у немецкой береговой линии.


Гельголанд - небольшой архипелаг, расположенный приблизительно в 46 километрах от немецкой береговой линии в Северном море. Он состоит из двух островов – населенного главного острова площадью в один квадратный километр и необитаемого маленького острова рядом под названием "Дюна", где также расположена взлетно-посадочная полоса.


Из-за его стратегического расположения, Гельголанд имеет свою увлекательную военную историю. Первоначально занятый фризскими пастухами и рыбаками, остров оказался под управлением герцога Шлезвиг-Гольштейна в 1402, а затем стал датским владением в 1714. Во время Наполеоновских войн 1807 года остров захватили британцы, а в 1890 Гельголанд был передан Германии в обмен на Занзибар и другие африканские территории.

Немцы эвакуировали гражданское население острова и превратили его в крупнейшую морскую базу, с обширной гаванью, верфью, подземными укреплениями и прибрежными батареями. Здесь состоялось известное сражение в Гельголандской бухте. Когда Первая мировая война закончилась, островитяне вернулись и остров стал популярным туристическим курортом для немецкого высшего сословия. В течение нацистской эры остров снова стал военно-морской цитаделью и перетерпел серьезную Союзническую бомбежку к концу Второй мировой войны.


С поражением Германии было снова эвакуировано население. Британцы решили уничтожить остающиеся укрепления, подземные бункеры и базу субмарин одним мощным взрывом, одновременно записав для науки показания сейсмических датчиков. 18 апреля 1947 Королевский флот взорвал 6,700 тонн взрывчатых веществ, из-за чего в небо поднялся черный атомный гриб на несколько километров. Людей на материке в 60 километрах от взрыва попросились открыть свои окна, чтобы избежать имплозии, а сейсмические волны были зарегистрированы даже на Сицилии. Книга Мировых рекордов Гиннеса отмечает Гельголандский взрыв, как самый большой неядерный взрыв в истории.


Детонация по своей мощности была эквивалентна одной трети от атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Британцы ожидали, что остров будет полностью уничтожен, но он выжил, изменившись при этом навсегда. В южной оконечности Гельголанда образовался огромный кратер, который сегодня является знаменитой туристической достопримечательностью.





ВВС Великобритании продолжала использовать остров в качестве полигона, пока он не был возвращен Западной Германии 1 марта 1952 года. Город, гавань и курорт на острове Дюна были восстановлены, и Гельголанд снова стал туристическим направлением. Гельголанд входит в список 10 лучших

Расположен в 40 километрах от немецкого побережья. Население одноимённого посёлка - 1149 человек (2010). Площадь островов Гельголанд и Дюне - 1,7 км².

Острова входят в состав федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн, но не входят в таможенную и налоговую территорию Европейского союза. По сути, острова представляют собой небольшую оффшорную зона в рамках Евросоюза.

Гельголанд – один из самых старых европейских курортов. Первый морской курорт появился здесь еще в 1826 году, когда острова были владением Британской короны. Здесь отдыхали многие известные личности того времени. Его не раз посещал Генрих Гейне.

На пляже острова Дюне можно полюбоваться загорающими тюленями и моржами. И они уже настолько адаптировались к частому посещению гостей, что людей совсем не боятся.

А вот искупаться на островах удастся только лишь тем туристам, которые не боятся холодной воды. Ведь даже в самые жаркие дни температура воды не превышает 20 °С.

В настоящее время вынашивается идея засыпать пролив между основным островами. На отвоеванной у моря территории предлагается построить несколько отелей, увеличив число гостиничных мест почти в три раза, а также оборудовать пристань для яхт, и более просторный и комфортный пляж.

Жители Гельголанда на состоявшемся 26 июня 2011 года референдуме высказались против планов по увеличению территории острова. Бургомистр Гельголанда Йорг Сингер (Joerg Singer), активно поддерживавший проект искусственной насыпи, заявил, что, итоги референдума ни в коем случае не перечеркивают планов по дальнейшему развитию острова. По его словам, теперь настало время рассмотреть другие возможности по наращиванию островной территории.

Язык

Раньше большинство населения островов говорило на гельголандском диалекте фризского языка, но теперь он практически вытеснен немецким языком. Несмотря на это фризский язык является официальным.

Последние изменения: 01.07.2011

История

6500 лет назад территория острова была соединена с континентальной частью Европы.

Примерно в VII веке на нем поселились фризы - один из небольших германских народов. Долгое время остров считался убежищем пиратов, промышлявших в Северном море.

В XII-XIII веках Гельголанд принадлежал Дании, а затем отошел немецкому герцогству Шлезвиг, которое, в свою очередь, через несколько веков само оказалось под контролем датской короны.

В 1720 году в результате шторма остров раскололся на два.

Золотые времена для острова наступили в годы наполеоновских войн. В результате морской блокады, объявленной французским императором Великобритании, Гельголанд стал бойкой перевалочной базой для контрабандистов. Сказалось стратегическое положение.

В 1807 году его заняли британские войска, после чего он стал частью Великобритании.

В 1826 году здесь обустроили морской курорт. Уже скоро остров начал пользоваться популярностью среди поэтов, писателей, художников и другой представителей европейской интеллектуальной элиты.

В 1890 году между Германской империей и Великобританией было подписано так называемое Гельголандско-занзибарское соглашение, с помощью которого две державы урегулировали свои интересы в Африке. Согласно договору, остров в Северном море отошел Германии в качестве компенсации за переданные британцам колониальные территории. Уже вскоре в истории острова начался военный период.

Уже вскоре в истории острова начался военный период. Император Вильгельм II распорядился обустроить здесь военно-морскую базу. В Первую мировую войну у его берегов состоялись две большие морские битвы. В эти годы гражданское население с острова эвакуировали.

В Третьем Рейхе также готовились планы строительства на острове большой базы, но их осуществили лишь частично. К этому времени с развитием, в частности, авиации, стратегическое значение острова уменьшилось. Его почти не подвергали налетам. Лишь под конец войны в апреле 1945 года британские самолеты менее чем за два часа сбросили на Гельголанд около семи тысяч бомб. Остров стал абсолютно непригодным для жизни.

В 1947 году на острове был произведен самый мощный неядерный взрыв в истории человечества. С его помощью британские военные уничтожили бункеры и другие сооружения, построенные в Третьем Рейхе для немецких подводных лодок. Одновременно на воздух взлетело 4000 торпедных боеголовок, 9000 подводных бомб, 91000 гранат разных калибров – в общей сложности 6700 тонн взрывчатки. В последующие годы британские военные использовали и без того уже изуродованный и безлюдный остров в качестве полигона для учебных бомбометаний.

В 50-е годы бывшие жители Гельголанда начали международную кампанию, требуя прекратить разрушение их родного острова. Адресатами обращений были новое правительство ФРГ, ООН, британский парламент и даже Папа Римский. В конце 1950 года группа мирных активистов проникла на остров, установив на нем три флага – Федеративной Республики, международного общественного Европейского движения, а также исторический флаг Гельголанда. Смелая акция привлекла внимание к проблеме острова и дала новый импульс обсуждению его судьбы. Уже вскоре бундестаг единогласно поддержал резолюцию с требованием вернуть эту территорию Германии, что и было сделано в марте 1952 года. Через несколько лет остров заново отстроили и он начал свою новую курортно-туристическую жизнь.

Вступление к этой записи я написал два раза. Второй раз сделал это из-за того, что по ходу творческого процесса вдруг обнаружил, что второпях неправильно написал название. Хотел написать «… потерял землю из виду», но последние два слова мистическим образом пропали. Получился курьез, который я решил сохранить и подчеркнуть во второй редакции вводного текста. Для меня впервые в жизни оказаться в ситуации, когда со всех сторон в поле зрения отсутствовала земля - событие экстраординарное. Было очень страшно! Шучу. Но если серьезно, то я подумал о том, что моряком мне в самом деле не суждено было бы быть. Уверен, продлись это положение хотя бы сутки, и я точно впал бы в депрессию. Но в путешествии, рассказать о котором хочу в этой записи, я потерял землю ненадолго - минут на 30–40. И потом снова обрел ее - на острове Гельголанд, куда приплыл на несколько часов из Гамбурга.

И еще хочу подчеркнуть, что это путешествие было одним из лучших эпизодов моей жизни. Возможно, оно было не так насыщено примечательными объектами, но по ощущению - точно из числа лучших.

Для начала справочная информация. Гельголанд (Helgoland) - архипелаг в Северном море, относится к немецкой земле Шлезвиг–Гольштейн. Площадь его всего 1.7 квадратных километров; население, сосредоточенное в единственном поселке (который тоже называется Гельголанд), составляет 1,267 человек. Приведу карту архипелага:

Второй остров (Дюнный) появился в 1720 году из-за шторма, который отколол его от Гельголанда.

Столь малый остров - и удивительно богатая бурная история. Примерно в VII веке на нем поселились фризы - один из небольших германских народов (поскольку я очень интересуюсь этнографией, это уже важный факт). Долгое время остров считался убежищем пиратов, промышлявших в Северном море. Долгое время Гельголанд принадлежал Дании, а с начала XIX века - Англии. В 1826 году здесь обустроили морской курорт. Уже скоро остров начал пользоваться популярностью среди поэтов, писателей, художников и другой представителей европейской интеллектуальной элиты. Поэт Гофман фон Фаллерслебен в 1841 году написал здесь текст «Песни немцев» - будущего гимна Германии. В 1890 году Великобритания и Германия совершили территориальный обмен - первая получила африканский остров Занзибар, а вторая - Гельголанд. Германия быстро освоила новое приобретение: рейсы из Гамбурга на Гельголанд стали очень популярны:

Катамаран и рейс из Гамбурга на Гельголанд

Продолжаются они и поныне, и я совершил путешествие именно по этому маршруту. Накануне я прочитал, что ежедневно от пристани Ландунгсбрюкен в 9:00 отправляется катамаран. Я толком не знал, что это такое - почему-то в голову пришли образы туземных лодок Океании. Эти нелепые образы меня смутили; опасался, что судно будет утлым, и я плохо перенесу путь. На самом деле этот катамаран норвежского производства - мощное, надежное судно, качка на котором почти не ощущается (я немного почувствовал только несколько раз):

Правда, море в тот день было совершенно спокойным, поэтому проверить устойчивость катамарана при сильном волнении у меня не было возможности. Что весьма хорошо. Стоимость поездки довольно высокая (100 евро), особенно с учетом того, что мне пришлось доплатить за билет в комфортном классе. Обычных уже не было; надо было заранее бронировать. Но это не важно. В справочном порядке сообщу, что в комфорт–классе бесплатные напитки (не алкогольные), есть столики и поменьше мест.

Расстояние от Гамбурга до Гельголанда около 150 километров. Около половины проходит по нижнему течению Эльбы. Там есть на что посмотреть - много кораблей, прибрежных городков. Ближе к устью преобладают пустынные марши (плоские заболоченные пески). Катамаран делает остановки в двух пунктах - Ведел и Куксхафен. За вторым начинается Северное море…

Полезной вещью на катамаране является информационный монитор, на котором можно видеть карту маршрута и местоположение судна в режиме реального времени. Также высвечиваются значение скорости и еще какие-то данные. Скорость была до 35 узлов - это очень много! По пути кое-где виднелись дюнные отмели, а потом настал этап, когда со всех сторон действительно виднелось только море.

Прогулка по Гельголанду

Гавань и курортные домики

Наконец, к моей великой радости на горизонте показался Гельголанд. Ландшафт его увенчивают маяк и радиовышка. В 12:45 катамаран прибыл в южную гавань:

На берегу сразу бросилось в глаза многочисленное семейство курортных домиков одинаковой формы и разного цвета:

Это малые дома; есть покрупнее:

Можно сравнить нынешнюю застройку с той, что существовала в конце XIX века - например, на улице с характерным названием Кайзерштрассе:

Интересно, что в конце XIX века берег Гельголанда местами был обустроен более капитально, чем сейчас:

Кстати, упомяну еще об одном факторе привлекательности для туристов на Гельголанде. Поскольку остров не входит в таможенную и налоговую территорию ЕС, на острове ведется беспошлинная торговля некоторыми видами товаров - алкоголем, табачными изделиями, парфюмерией/косметикой, чаем/кофе и др. Цены существенно ниже, чем в Германии. Очень многие гости острова активно используют эту местную особенность.

Возвышенность Оберланд и путь по берегу вдоль обрыва

Возле пансионатов и магазинов я не стал задерживаться - меня прежде всего интересовала та часть острова, которая называется Оберланд, то есть Верхняя земля. Это, конечно, никакие не горы (максимальная высота здесь всего 40 метров), но возвышенность заметная. Наиболее высокая часть пролегает вдоль западного берега. Поднявшись наверх, я сфотографировал южную гавань и ведущий от нее подъем:

А теперь взгляд на север, и тут расстилается эффектный пейзаж:

Хорошо заметны ограждающая дамба и скалистый обрывистый берег. Ограждение вдоль обрыва чисто символическое…

Впервые в жизни я видел столь большое скопление птиц:

Птицы, кстати, совершенно не боятся людей; некоторые подлетают или подходят на расстояние вытянутой руки и явно клянчат пищу. Но я никому ничего не дал, ибо, во-первых, у меня не было никакой еды, а во-вторых, негоже развращать жителей дикой природы.

Скала Длинная Анна

На крайнем севере острова стоит одинокая скала - визитная карточка Гельголанда:

Она называется Lange Anna, то есть Длинная Анна. Смешно то, что это имя некоей официантки высокого роста, служившей в одном из кафе Гельголанда сто лет назад.

Пляж

В конце XIX века северо-восточная часть Гельголанда выглядела так:

Я пришел на пляж, первоначально намереваясь только посмотреть. Людей было мало, и купалось всего несколько. Будь в воде только здоровяки, подобные викингам, я бы не осмелился соваться в СЕВЕРНОЕ море, пусть в августе и при температуре воздуха примерно в 25 градусов. Но там спокойно купались молодая женщина и ее дети лет 5–7. Я самонадеянно быстро вошел в воду… и от громкого крика меня удержали только правила приличия. Вздыхая и стеная, я потащился дальше… помимо холодной воды (думаю, градусов 17) меня беспокоила огромная стая рыбьей мелюзги, крутившаяся вокруг моего тела. Все-таки я полностью окунулся и вылез на берег. Сидеть на теплом мелком песке было весьма приятно.

Гельголандский Аквариум и краеведческий музей

После пляжа я добрался до поселка. Жаль, что не попались мне на глаза тюлени (по-немецки Seehunde, то есть буквально «морская собака»); они в основном обитают на соседнем Дюнном острове. Еще на Гельголанде в некоторые сезоны на берегу оказывается много сумчатых крабов (Taschenkrebs); но это бывает не в августе, так что я видел одного–двух только мельком издали. С морской флорой и фауной Гельголанда и вообще Северного моря я познакомился в небольшом Аквариуме:

Живой мир холодных вод не поражает разнообразием форм и цветов, что вполне понятно - солнечные лучи тут нечастые гости. Зато он гораздо значительнее по биомассе, чем тропические акватории. И еще я узнал интересный для себя факт - оказывается, морские коньки живут и в этих широтах. И, подозреваю, именно они стали прототипами многочисленных мифологических существ Севера, типа драконов.

И еще неподалеку от Аквариума находится маленький краеведческий музей. Я туда не попал (летом он рано закрывается), но одну интересную штуку увидел на улице:

Это, как я определяю, «купальная будка–тележка». Лет 120 назад дамы и господа выезжали на мелководье на таких тележках, переодевались и выходили в воду по лесенке. Не знаю, как к этому относились лошади, но для людей при тогдашних нравах было весьма удобно.

Гельголанд во Второй Мировой войне

В окрестностях поселка находятся развалины бункеров времен Второй Мировой войны. Я туда не ходил (принципиально не хотел), но привести справку считаю необходимым. Военно-морская база здесь была небольшой, поскольку развитие стратегической авиации делало Гельголанд слишком уязвимым. Поэтому налетам он почти не подвергался до апреля 1945 года. За несколько дней до капитуляции Германии британские ВВС сбросили на этот крохотный кусочек суши 7 тысяч бомб. Это трудно осознать; тем более невозможно понять, зачем это было сделано. Складывается впечатление, что британское правительство решило вообще уничтожить Гельголанд. Сухая статистика: в 1947 году на острове был произведен самый мощный неядерный взрыв в истории человечества. С его помощью британские военные уничтожили бункеры и другие сооружения, построенные в Третьем Рейхе для подводных лодок. Одновременно на воздух взлетело около ста тысяч торпедных боеголовок, подводных бомб и гранат разных калибров - в общей сложности 6,700 тонн взрывчатки. В последующие годы британцы использовали и без того уже изуродованный и безлюдный остров в качестве полигона для учебных бомбометаний. В конце 1950 года группа немецких активистов проникла на остров, установив на нем три флага - ФРГ, международного общественного Европейского движения и исторический флаг Гельголанда. Эта акция привлекла внимание к проблеме острова. Вскоре бундестаг единогласно поддержал резолюцию с требованием вернуть эту территорию Германии, что и было сделано в марте 1952 года. Через несколько лет остров заново отстроили, и он начал свою новую курортно-туристическую жизнь.

Гельголанд - родина писателя Джеймса Крюса

Для меня важной достопримечательностью Гельголанда является тот факт, что здесь в 1926 году родился замечательный детский писатель Джеймс Крюс. В поселке есть маленький музей, или скорее книжный клуб, посвященный его творчеству. Крюс написал про Гельголанд в сборнике историй «Маяк на омаровых рифах». В Северном море, на рифах, недалеко от острова Гельголанд стоит маяк, на маяке живет смотритель - старик Иоганн. К нему иногда прилетает чайка Александра, или является водяной Морешлеп, а однажды в гости на маленькой лодке приплывает тетушка Юлия с гномом Ганс-в-узелке, лишившаяся своего дома на острове. Герои книги ловят рыбу и рассказывают друг другу удивительные сказки и стихи: например, о том, как празднует свой день рождения Карусель, как веселятся на балу марципановые мальчики, и как рыбак Фране поймал своей сетью звезду в небе.

Приведу фотолитографию маяка в то время, когда жили родители Крюса:

Самобытность Гельголанда

В завершение хочу сказать несколько слов об одной особенности местного населения. Как и многие жители островов, прежде всего маленьких, они очень консервативны. В частности, большинством голосов на референдуме был отвергнут проект отсыпки морской акватории между Гельголандом и Дюнным островом (около 100 гектаров). На этой территории планировалось построить отели (увеличив число гостиничных мест в три раза), пристани для яхт и круизных лайнеров, а также оборудовать новый большой пляж. Грандиозный проект по развитию туристической инфраструктуры был призван улучшить экономическое положение острова (довольно плохое, кстати). Общий объем инвестиций оценивался в миллиард евро. Но гельголандцы не захотели менять свою землю. Здесь действует запрет на автомобильное и велосипедное движение, и официальным языком наряду с немецким является архаичный фризский (хотя на нем мало кто говорит, но это дело принципа)

Лучшие статьи по теме