Туристический портал - BritannicVoyage
  • Главная
  • Болгария
  • Мореходный парусник ганзейский когг. Ганзейский трехмачтовый когг XV в Ганзейский трехмачтовый когг XV в

Мореходный парусник ганзейский когг. Ганзейский трехмачтовый когг XV в Ганзейский трехмачтовый когг XV в

Это тот редчайший случай, когда построенное в наши дни судно-копия точно повторяет (по крайней мере - по корпусу) оригинал ни много ни мало, а 600-летней давности.

В 1962 г. при производстве земляных работ на берегу реки Везер, невдалеке от Бремена, были обнаружены сравнительно хорошо сохранившиеся останки корпуса средневекового судна. Специалисты с первого взгляда определили, что это одномачтовый грузовой когг Ганзейского союза, построенный не позже XIV в. Условно оно было датировано 1380 г. Находка представляла огромный интерес, поскольку ни описаний, ни сколько-нибудь достоверных изображений этого классического для своего времени и широко распространенного в Северной Европе мореходного парусника в распоряжении ученых не было.

Археологи по отдельности извлекли из грунта 550 деталей рассыпавшегося корпуса, в течение ряда лет консервировали их, чтобы предотвратить дальнейшее гниение древесины, а затем собрали корпус когга и выставили его в германском Музее судоходства (г. Бремерхафен). Попутно родилась идея построить точную копию этого судна для проверки мореходных качеств старинных парусников.

В июне 1987 г. основные чертежи были готовы и поступили на верфь Е. Ратие в Киле. Руководили работами Уве Байковски и инж. В. Д. Хохайсель (из упомянутого выше музея). Все трудоемкие работы, воспроизводившие технологические приемы далекого прошлого, выполнялись вручную, причем это дало значительное количество рабочих мест для местной молодежи.

30 октября 1989 г. "бременский когг" был спущен на воду, после чего примерно два года ушли на его оснащение и оборудование в соответствии с современными требованиями Германского Ллойда. В частности, был установлен 278-сильный дизель "MWM Deutz V8".

Судно "Ubera von Bremen" не только использовалось историками судоходства для всесторонних экспериментов, подтвердивших неплохие мореходные качества парусных коггов и их пригодность для довольно длительных переходов морем, но и продолжает эксплуатироваться в качестве прогулочно-экскурсионного. Оно совершает кратковременные выходы под парусами (парусом!), принимая до 50 пассажиров. При этом желающие с удовольствием берутся за вымбовки самого что ни на есть "натурального" средневекового брашпиля (прообраз фаловой лебедки) и поднимают на 25-метровую мачту массивный 14.6-метровый рей с прямым парусом площадью 192 м 2 . Для работы с брасами и шкотами на кормовой палубе поставлен ручной шпиль.

Что же представляло собой найденное судно, послужившее основой этого когга?

Основные черты его корпуса:

Основные характеристики судна таковы: габаритная длина - 23.23 м, длина по КВЛ (без руля) при максимальной осадке в грузу - 18.1 м. Габаритная ширина - 8.37 м, ширина по палубе - 6.46 м. Осадка в балласте (камни на днище) носом - 1.4 м, кормой - 1.9 м. Объем трюма, занимающего всю длину корпуса, - около 160 м 3 . Вес корпуса - 51.8 т. Водоизмещение в балласте - 91.1 т, в грузу - 127.8 т.

Кстати сказать, измерение веса и грузоподъемности в тоннах нисколько не противоречит исторической истине. Дело в том, что в средние века при перевозке жидких грузов (естественно - не наливом, а в таре) за единицу была принята именно тонна (tonne), равная весу большой наполненной вином бочки, которую перевозили на повозке, запряженной парой лошадей (в наших мерах это как раз 1000 кг).

Подготовлена с использованием данных журнала "Badnyt" (№ 12, 1996) и сайтов германского Музея судоходства и "Ubera von Bremen".

Примечания

1. Как сообщает т. 2 "Морского энциклопедического словаря", название судов этого типа происходит от древнегерманского слова "Kugg" - выпуклый. Известно, что построены три копии ганзейского когга, мало отличающиеся одна от другой.

Сложившиеся на протяжении веков торговые связи между европейскими государствами к периоду позднего средневековья привели к образованию центров судостроения. В то время как в Средиземном море процветали итальянские морские республики, на севере Европы приморские города северогерманских княжеств стали объединяться в купеческие лиги. Наиболее известная из них – Ганза.

В 1241 году Любек и Гамбург заключили между собой соглашение для защиты от скандинавских пиратов морского торгового пути, соединяющего Балтийское море с Северным. Купеческие конторы Ганзы появились в Висмаре, Люшеберге, Ростоке, Гданьске, Берлине, Лондоне.

«Господин Великий Новгород», владея ключом главных торговых путей, идущих с востока и юга, получил на европейских рынках особенно важное значение.

Ганзейские купцы признавали новгородский гостиный двор в городе Висби на острове Готланд одной из важнейших торговых контор своей лиги. Все товары, перевозимые на ганзейских кораблях, проходили с востока и юга через Новгород и Псков. Сами новгородцы плавали по Ладожскому озеру, Финскому заливу, Балтике и Северному морю. Купеческие ладьи новгородцев, кроме немецких городов, ходили в Швецию и Данию.

В конце XIV века Ганза насчитывала 64 города, включая Новгород, Псков, Ригу, Таллин, славянские города Колобжег, Гданьск, Волин, Гайтгабу. С этого времени Ганза стала мощным торговым и политическим союзом городов Северной Европы, контролировавшим три четверти торговли Старого Света. Три столетия господствовала Ганза на морских путях Северной Европы, и даже корабли таких великих морских республик, как Генуя и Венеция, избегали вторгаться в район ее деятельности.

Ганза вела морскую торговлю с Россией – мехами, лесом, зерном, льном, смолой, солью, воском, медом, вывозила через балтийские порты персидский и китайский шелк, везла английскую шерсть во фландрские города. Ганза скупала, солила и вывозила сельдь в Россию, Польшу, Германию. Она контролировала снабжение Англии судостроительными материалами, шведским железом, русским лесом.

Энгельс считал итальянское мореплавание на юге и ганзейское на северо-западе Европы зачатком мировой морской торговли.

В летопись мирового кораблестроения Ганза вписала свой тип судна – ганзейский ког. Мореплавание у народов севера средневековой Европы, не располагавших значительным количеством рабов, не могло базироваться на принудительном труде гребцов. Поэтому вместо многовесельных галер, у которых парус играл лишь вспомогательную роль, ганзейские купцы строили суда, рассчитанные на движение с помощью одних парусов.

Прототипом ганзейского кога был неф – один из наиболее ранних типов большого грузового судна. Он являлся противоположностью стройного и маневренного драккара викингов: широкий и тяжелый, длиной, равной трем ширинам, он имел одну мачту и высокие борта. Мачта ставилась посередине и удерживалась штагами и вантами. Рей, опускавшийся на палубу, нес большой прямоугольный парус, на котором можно было брать рифы, то есть уменьшать площадь паруса, подвязывая его нижнюю шкаторину риф-штертами.

До середины XII века нефы вместо навесного руля имели рулевое весло, укрепленное в корме с правого борта. Обслуживаемое одним человеком, оно не позволяло увеличить площадь парусности и осуществлять сложные маневры. В связи с этим плавания таких судов были, как правило, короткими и их трассы проходили вблизи берега.

Руль, навешенный на петлях под кормой в диаметральной плоскости судна, открыл путь к большому плаванию. В средние века таким судном стал ког.


Рис. 20 Ганзейский ког 1350 года

Это высокобортное, палубное, одномачтовое судно с мощным набором корпуса. Характерная особенность кога – навесной руль и прямые штевни, сильно скошенные к линии киля. Наибольшая длина судна 30 м, длина по ватерлинии – 20 м, ширина – 7,3 м, осадка – 3 м, грузоподъемность – до 200 т. Рейсовый парус площадью 180 – 200 м2 поднимался на мачте, составленной из нескольких подогнанных в единый ствол бревен. Кормовая надстройка кога была конструктивно связана с корпусом.

Корабли ганзейских купцов могли использоваться и для военных целей. В этом случае на носовой и кормовой оконечностях ставили деревянные форты для лучников, напоминающие по форме зубцы крепостных башен. В период крестовых походов ког, как и венецианские корабли, стал транспортным судном для перевозки войск с севера Европы в Средиземное море.

Kor Ганзы как тип судна оказал влияние на развитие парусных судов государств, не входящих в ганзейскую лигу, например Англии, Дании, Швеции.

Внешний вид средневековых когов хорошо известен по изображениям на многочисленных печатях приморских городов. Из рисунков на этих печатях видно, что на носовой оконечности судна появился треугольный помост с оградой наподобие зубцов крепости, а под ним образовалось помещение со входом с палубы. Кормовая площадка занимала около половины длины судна и была несколько ниже. В помещении под кормовой площадкой размещались каюты, в бортовых стенках которых иногда пробивались окна. На верхней части мачты крепилось «воронье гнездо» – наблюдательный пост. Скошенный под углом форштевень заканчивался наклонной мачтой – бушпритом. Он служил для растяжки паруса спереди.

На вкладке изображен военный корабль (21), принадлежавший английскому королю Ричарду III (середина XV века).



Рис. 21 Корабль Ричарда III

Весьма похож на ког датский военный корабль XIV века (22).



Рис. 22 Датский военный корабль XIV века

На севере Европы коги строили до конца XV века, до упадка ганзейского союза, когда открытие Америки и морского пути в Индию нанесло ганзейским купцам окончательный удар. Торговля Ганзы с Россией прекратилась с покорением Иваном Грозным Новгорода.

Первое документальное письменное упоминание о когге относится к 948 году. В течение X-XV веков конструкция когга непрерывно совершенствуется. На протяжении XII-XIV веков и более чем 200 лет когг являлся главным морским судном Ганзы.

Ганзейские когги были, как правило, одномачтовыми, но во второй половине XIV столетия возникает тип трехмачтового когга - хульк, или халк.
Длительность сборки одного судна, по оценкам, в среднем три года. Основной строительный материал - древесина дуба. Массивные элементы конструкции (балки) выпиливались из дубовых стволов, а не вырубались, как в кораблях викингов. Для наиболее толстых балок использовалась древесина низких сортов, что значительно снижало общую стоимость, и, соответственно, долговечность каждого корабля.

Прямой киль, короткий корпус судна - соотношение длины киля и ширины корпуса было примерно 3:1. Почти прямой довольно крутой ахтерштевень, а также высокоборный дощатый корпус судна с клинкерной («внакрой») обшивкой и открытой палубой.

В XII столетии на коггах - впервые в истории европейского мореплавания - появился руль, прикрепленный к ахтерштевню, снабженный румпелем. До этого в качестве руля судна служило рулевое весло.

Характерной чертой коггов были высокие зубчатые надстройки на баке и юте, предназначенные для размещения вооруженной команды, пращников и стрелков из луков и арбалетов. Мачта на североевропейских коггах была одна, с одним прямым парусом.

Характерной особенностью когга является навесной руль. В носу и корме судна сооружали надстройки с зубчатым ограждением для защиты, в них размещались воины и орудия. При наличии киля, судно практически является плоскодонным, благодаря повышенной ширине средней части корпуса.
Kогг - основной тип судна Ганзейского союза. Это высокобортное, палубное, одномачтовое (позже двухмачтовое) судно с мощным набором корпуса. Характерная особенность коггов - навесной руль и прямые штевни, сильно скошенные к линии киля. Наибольшая длина судна - 30 м, длина по ватерлинии - 20 м, ширина - 7,3 м, осадка - 3 м, грузоподъемность - до 200 т.

Рейковый прямой парус площадью 180-200 м2 поднимался на мачте, составленной из нескольких собранных и подогнанных в единый ствол бревен. Кормовая надстройка (ахтеркастль) была конструктивно связана с корпусом. На ахтерштевне крепилась платформа с зубчатым ограждением. Кормовая площадка занимала около половины длины судна. Под ней располагались помещение, имеющее вход с палубы, и каюты, в бортовых стенках которых иногда прорубались окна. Форштевень заканчивался наклонной мачтой - бушпритом, служившим для растяжки паруса спереди. Когги Ганзы оказали большое влияние на развитие парусных судов Северной Европы.

Модель была собрана в 2012 году (время изготовления 4 месяца), вторая моя модель. Материал дуб выдержанный (50 с лишним лет - паркет б\у). Масштаб 1:50. Размеры модели длинна 600мм., высота 650 мм., ширина 320мм. В борту сделан разрез для обзора интерьера..... так как судно торговое то трюм с грузом - бочки, тюки, мешки...........

Подробно можно посмотреть на соседних форумах -Парус,Свободное плавание,Серикофф.

Лучшие статьи по теме