Туристический портал - BritannicVoyage
  • Главная
  • Авиакомпании
  • Храм Дамбулла – пещерный храм спящего Будды. Пещерный буддийский храм Дамбулла (Шри Ланка) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации Что собой представляет храмовый комплекс Дамбулла

Храм Дамбулла – пещерный храм спящего Будды. Пещерный буддийский храм Дамбулла (Шри Ланка) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации Что собой представляет храмовый комплекс Дамбулла

Пещерный храм в Дамбулле, который упоминается в Махавамсе (Mahavamsa) (основной исторической хронике Шри-Ланки, написанной на языке Пали) как Юмбукола Вихара (Jumbukola Vihara) (пещерный храм Дамбуллы), находится примерно в 75 км к северо-западу от (Kandy), последней столицы сингальских королей, куда можно попасть по главной дороге на Анурадхапуру (Anuradhupura).

Пещерный храм Дамбуллы

Храмы, которые принесли известность этому месту, являются частью просторной пещеры на западном склоне скалы, расположенной на высоте около 107 метров над равниной. Сейчас нет возможности установить, являются ли пещеры, в которых находятся храмы, полностью естественными, или только частично естественными, или частью естественными, а частью искусственными. Велика вероятность, что в основе своей они созданы силами природы, а человек лишь немного углубил их. Традиционно считается, что некоторые пещеры были выкопаны при короле Ваттагамани Абхайи (Vattagamani Abhaya) в первом веке до н.э. Можно предположить, что король и его потомки в качестве пожертвования этому храму расширяли и выравнивали пещеры, а также прорезали вдоль скалы переливы (катарама), чтобы защитить пещеры от дождевой воды.

Пещеры и фрески Дамбуллы (общая информация)

Храм Дамбуллы состоит из пяти пещер (святилищ). В каждой из этих пещер с арочными сводами размещаются статуи Будды и различных выдающихся исторических или буддийских деятелей. В общей сложности, в пещерах найдено 150 изображений Будды. Пещера №5 (последняя в ряду) не имеет никакой исторической ценности, поскольку была построена во втором десятилетии 20-го века. Все остальные пещеры хранят статуи и фрески, относящиеся к различным эпохам сингальской скульптуры и живописи. Некоторые полагают, что самые ранние фрески Дамбуллы датируются 8 веком н.э. Однако проверить эту теорию не представляется возможным из-за рисунков, нанесенных поверх фресок. Тем не менее, эти пещеры – сокровищница изображений, узоры многих из которых напоминают фрески . Для тех, кто изучает историю буддизма, фрески Дамбуллы, при внимательном исследовании, дадут огромное количество информации для исследований.

Считается, что классическая школа сингальской живописи прекратила свое существование после падения королевства (Polonnaruwa) в конце двенадцатого века. До нас не дошло ни одного образца этого стиля, который бы датировался после 13 века. Новые примеры традиционной живописи относятся уже к 17-18 векам.

Не похоже, что эта школа основывалась на художественных традициях древних мастеров, создавших шедевры в Сигирии (Sigiriya) и Полонноруве.

Этот стиль характеризуется исключительно двумерными изображениями; композиции также не отражают искусство художников предыдущих эпох. Художественные нормы, выраженные, в частности, в декоративных узорах и изображении деревьев и вьющихся растений, не имеют ничего общего с ранней ланкийской живописью.

Похоже, что на эту школу значительное влияние оказали художественные течения, процветавшие в районе плоскогорья Декан (Deccan) (Южная Индия) под покровительством мусульманских правителей. И фрески, украшающие пещеры Дамбуллы, представляют именно эту новую школу сингальской живописи. Стены пещер во внутренних помещениях храма целиком покрыты фресками. Считается, что самые старые фрески находятся в пещере №2 и представляют собой декоративные узоры, но, согласно высказанным ранее предположениям, ни одну из них невозможно отнести к более ранним периодам. Тем не менее, сами изображения исключительно похожи на потолочные орнаменты Сигирии. Возможно, здесь находились более старые изображения, которые могли быть утеряны или скрыты под новыми узорами. Можно предположить, что стиль декоративных узоров воплощал в себе некие древние идеи и даже может считаться продолжением традиции изображений в Сигирии. Однако из найденных в Дамбулле записей (Тудапата) (Tudapata), на которые мы уже ссылались ранее, становится ясно, что пещеры Дамбуллы № 1,2 и 4 были расписаны в 17 веке кандийскими художниками по приказу короля Сенарата (Senarat) (1604-1635). Во время правления короля Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) фрески Дамбуллы были отреставрированы и нанесены заново. Изображения в пещере №4 представляют новую школу сингальской живописи, которая была распространена в провинциях Канди после 17 века.

Пройдя через ворота храма в Дамбулле, посетитель, прежде всего, попадает в пещеру №1, называемую Дева Раджа Вихарая (храм Короля Богов). Считается, что такое название было дано пещере потому, что бог Сакка (Sakka) (Король Богов) внес завершающие штрихи в главное изображение пещеры. Эта статуя длиной почти 14 метров в традиционном стиле воссоздает париниббану (последнее мгновение) Будды. Эта прекрасно сохранившаяся статуя вырезана из естественной породы и обработана практически со всех сторон, только сзади по всей длине она соединяется со скалой. Лицо лишено выражения, сработано грубо и безжизненно. Традиционное длинное одеяние скрывает тело до щиколоток, оставляя открытыми правое плечо и грудь. Лицо круглое и невыразительное. Глаза едва обозначены, лоб узкий, а ухо не имеет четкой формы. Группа точек схематично изображает волосы. Текстура одеяния передана посредством часто прорезанных канавок, тесно сгруппированных парами. Остальные части тела отображены реалистично и пропорционально, не считая кажущихся одеревенелыми ступней и правой ноги.

В пещере находятся еще пять статуй, одна из которых – стоящая в южной части комнаты – предположительно принадлежит Архату Ананде (Ananda), самому преданному ученику Будды, который оплакивает смерть своего учителя.

В северном углу пещеры, напротив главной статуи, находится искусно выполненная скульптура бога Вишну (Visnu) (некоторые исследователи полагают, что это изображение принадлежит Упульвану (Upulvan), одному из четырех богов-хранителей Шри-Ланки).

По неизвестным причинам, комната с этой статуей всегда закрыта для широкой публики.

Хотя стены и потолок пещеры покрыты фресками, их невозможно рассмотреть из-за копоти от благовоний, которые приносят верующие.

Пещера № 2 (Маха Раджа Вихарая (Maha Raja Viharaya))

Следующая пещера, в которой оказывается посетитель, несомненно, является самой большой и роскошной из всех пещер храма. Входящий попадает в пещеру через портал, расположенный в передней части святилища и переходящий в высокий арочный проем, который охраняют стоящие по обеим сторонам каменные фигуры, изображающие привратников. Пещера носит имя Маха Раджа Вихарая (храм Великого Короля), поскольку, по общепринятому мнению, ее основал король Ваттагамани Абхайа (Vattagamani Abhaya), лично участвовавший в строительстве.

Вся пещера расписана ярчайшими фресками, сохранившимися в отличном состоянии. Длина пещеры составляет 52,5 метров, ширина – 23 метра, а высота около передней стены – 6,4 метра. По мере продвижения вглубь пещеры свод постепенно становится все ниже и превращается в арку в дальней части помещения. В пещере находятся пятьдесят три статуи. Большинство из них изображают Будду в различных позах. Многие из статуй значительно превосходят человеческий рост, однако в пещере нет ни одного изображения, которое было бы ощутимо меньше натуральной величины.

Посетитель, входящий в пещеру через дверь в северном углу, прежде всего, видит статую стоящего Будды под искусно выполненной аркой в виде дракона Торана (Torana). Оба изображения вытесаны из естественной горной породы. Это главные скульптуры этого святилища. Правая рука Будды поднята в жесте защиты. Это крепкая искусно вырезанная каменная фигура с массивными руками и ногами. Однако скульптор даже не пытался передать реальные пропорции тела. Струящиеся складки одежды показаны посредством канавок. Правое плечо и рука обнажены. Складки одеяния собраны на левом плече. Голову покрывает множество шишечек, расположенных равномерно и увенчанных гребнем. Глаза статуи открыты. У нее полные губы и широкий нос. Конечности кажутся неподвижными, а тело – одеревенелым. Скульптура стоит на каменном круглом пьедестале в форме цветка лотоса. Изображение лотоса выполнено довольно грубо.

Справа и слева от статуи Будды расположены стоящие фигуры двух божеств: Наты (Natha) и Майтрейи (Maitreya), которые, согласно верованиям буддистов, в будущем станут Буддами.

Справа от входа находятся прекрасные ступы высотой около 5,5 метров. Широкий круглый пьедестал, на котором они стоят, украшен четырьмя фигурами Будды, ориентированными по четырем сторонам света и сидящими на кольцах кобры, чей широкий капюшон отбрасывает тень на статуи.

Остальные статуи Будд в этой пещере расположены в ряд вдоль стен и внутреннего коридора, ведущего в мозаичную комнату, и никак не сгруппированы. Около внешней стены нет ни одной статуи, кроме достаточного нового изображения лежащего Будды. В северной части пещеры фигуры стоят в два ряда.

Ближе к восточной стене святилища непрерывно капает вода, просочившаяся сквозь потолок пещеры из пустот на вершине скалы, где она скапливается после дождя. Капли собираются в сосуд, расположенный в небольшом квадратном углублении в полу, и используются исключительно для религиозных целей.

Все поверхности в этой пещере, будь то камни или стены, расписаны яркими красками с преобладанием желтого цвета. На потолке около входа в основном изображены сцены из жизни Будды до и после просветления. Здесь художник также попытался отобразить предыдущие рождения Будды. Возможно, посетителям этого святилища будет интересно узнать, по крайней мере, о нескольких из этих фресок. Вот основные изображения, расположенные в этой части пещеры:

  1. Принц Сиддхартха, будущий Будда, выходящий из дворца, чтобы продемонстрировать свое воинское искусство.
  2. Принц Сиддхартха, демонстрирующий мастерство лучника.
  3. Принц Сиддхартха, уходящий из дома в поисках истины.
  4. Монстры армии Мары, армии зла, атакуют Будду.
  5. Злобный Мара сброшен со слона и побежден Буддой.

У восточного края пещеры за рядом статуй Будды находится небольшой альков, образованный огромным скальным выступом. Стены его сплошь покрыты фресками. На входе в этот альков стоит статуя короля, как считается, Ниссанкамаллы (Nissankamalla), который активно восстанавливал этот храм. Похоже, что в этой части пещеры художник решил отобразить историю острова. Сюжеты фресок, расположенных здесь, начинаются с самого раннего и наиболее невероятного периода истории страны. Среди этих фресок – подвиги Виджайа (Vijaya), первого исторического правителя страны, который, как считается, прибыл из Индии. Эти сюжеты выделяются на общем фоне и занимают огромное пространство. Художник упомянул также и морское путешествие этого героя, изобразив судно, окруженное морскими чудовищами.

Следующие фрески, заслуживающие внимания, изображают признание на острове Будды после того, как сюда прибыли священные реликвии и дерево Бо. Художник изобразил короля Деванампиятисса (Devanampiyatissa) (205-210 г. до н.э.), который правил страной перед тем, как на Шри-Ланку пришел буддизм, управляющим плугом, в который запряжена пара слонов, в сопровождении монахов во главе с Архатом Махиндой (Mahinda), принесшим буддизм на Шри-Ланку.

На другой фреске изображено строительство великих чайтья и других важных религиозных зданий в Анурадхапуре.

Наиболее выдающейся исторической фреской в этой части пещеры является изображение поединка между Дуттхой Гамани (Duttha Gamani), величайшим героем сингалов, и Эларой (Elara), индийским узурпатором, который в течение 44 лет правил северной частью острова. Изображение наполнено эмоциями и гораздо более пропорционально, чем остальные исторические фрески. Индийский король изображен пронзенным копьем своего врага и падающим со слона.

В северной части этого алькова стоят две деревянные статуи. Согласно общепринятому мнению, эти фигуры изображают божеств. Одна из них принадлежит Вишну, известному индийскому богу, чьи изображения во многих храмах Шри-Ланки находятся рядом со статуями Будды. Другая, как считается, изображает Суману (Sumana) (или Самана (Saman)), одного из четырех богов-хранителей острова. Согласно Великой Хронике, Санрантакута (Sanrantakuta), то есть пик Адама, где Будда оставил свой след, названа так потому, что на этой пике живет девараджа (король богов) по имени Сумана. Обе статуи мастерски выполнены и раскрашены, однако в настоящее время нуждаются в реставрации.

В северной части пещеры расположены четыре статуи сидящего Будды, обращенные к основному залу. Считается, что эти статуи принадлежат Какусанде (Kakusanda), Конагаме (Konagama) и Кассапе (Kassapa), предшественникам Гаутамы, которого изображает последняя статуя.

Справа от северного входа в эту пещеру находится стоящая фигура, развернутая в сторону главной статуи святилища, которая, как считается, изображает короля Ваттагамани Абхайю (Vattagamani Abhaya), который первым сделал пожертвование храму Дамбуллы. Во всех отношениях, это самая грубо сработанная статуя. А одеяние короля самое простое и наименее украшенное.

Пещера № 3 (Маха Алут Вихарая (Maha Alut Viharaya))

Эта пещера, названная Маха Алут Вихарая (Великий новый храм), отделена от пещеры № 2 кирпичной стеной. Считается, что до 18 века она служила кладовой.

Главный вход в эту пещеры, уступающий по размеру только проходу во вторую пещеру, закрыт дверью. Эта пещера была превращена в святилище по указанию Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha), который в восемнадцатом веке реформировал буддистскую церковь. Он был последним, кто вносил значительные пожертвования на содержание храма в Дамбулле, и именно благодаря ему появилась большая часть новых фресок и были проведены реставрационные работы. Слева от входа в пещеру стоит статуя прекрасной работы, изображающая этого короля в соответствующих его положению одеждах, напоминающих одеяния королей династии Наяккар (Nayakkar), которые правили страной до того, как она была завоевана британцами в 1815 году.

В длину пещера достигает 27,5 метров и 25 метров в ширину, а постепенно понижающийся свод пещеры имеет высоту около 11 метров. Все обширные своды и стены этой пещеры также покрыты яркими фресками. Эти изображения повествуют о самых различных событиях из жизни известных буддистов, некоторые из них связаны с жизнью Просветленного, другие рассказывают историю буддизма. Художественная традиция этой пещеры относится к периоду Канди.

В пещере находятся пятьдесят скульптурных изображений Будды.

Главная статуя святилища, обращенная лицом к входу, изображает стоящего Будду и украшена драконом Тораной (Torana). Статуя и Торана вырезаны из цельной скалы.

Одна из скульптур в этой пещере изображает лежащего Будду, положившего голову на правую руку, которая покоится на подушке. Эта статуя очень похожа на изображение в пещере № 1. В длину скульптура достигает около 9 метров, пропорции тела соблюдены, лицо красиво, а спокойное выражение его удивительно умиротворенное и приветливое. Кроме того, в пещере находятся семь статуй стоящего Будды высотой около 3 метров; остальные скульптуры выполнены в натуральный размер или чуть ниже. Большинство из них выкрашены в ярко-желтый цвет; на трех надеты красные одеяния. Для тех, кто изучает кандийское искусство и скульптуру, эта пещера, несомненно, предоставит огромное количество интересного материала.

Пещера № 4 (Паччима Вихарая (Paschima Viharaya))

Эта пещера носит имя Паччима Вихарая, или Западный Храм. В длину она составляет около 16,5 метров, а в ширину – 8 метров; свод пещеры, который резко понижается по мере движения вглубь помещения, достигает высоты 8 метров.

В пещере находятся десять фигур Будды. Главная статуя, украшенная драконом, такая же по размеру, как и все остальные фигуры. Она представляет собой прекрасное изображение Будды, сидящего в позе медитации (дхьяна мудра), вырезанное из той же скальной породы, которая образует саму пещеру. Статуя была расписана яркими красками в период Канди и прекрасно сохранилась. Черты лица переданы превосходно. Удлиненные уши с проколотыми мочками. Четко очерченный нос, глаза и губы; немного покатый лоб. Свободно струящиеся одежды закрывают тело от плеча до щиколоток, оставляя открытым только право плечо. Складки на одежде изображены канавками. Три канавки обозначают шею.

Одежды на статуе ниспадают красивыми свободными складками. Волосы на голове обозначены рядами шишечек и собраны в пучок на затылке. Остальные статуи расположены в ряд по обеим сторонам от основного изображения.

Эти скульптуры тщательно проработаны и раскрашены в яркие цвета. Большинство из них изображают Будду в полный рост или выше. В центре пещеры находится небольшая ступа (чайтья), называемая Сома Чайтья (Soma Cetiya). Потолок, стены пещеры и передняя стена ярко раскрашены и украшены рядом фигур, в основном, изображений Будды.

Золотая статуя Будды и музей

Часто на изображениях Дамбуллы можно увидеть большую золотую статуя сидящего Будды, но это лишь современная статуя под которой находится музей буддизма. Отсюда начинается подъем к пещерному храму.

Золотой пещерный храм Дамбулла охраняется ЮНЕСКО.

Фото Дамбуллы



  • DSC_2714

  • DSC_2699


  • DSC_2690


  • DSC_2706


  • DSC_2692

  • DSC01793


  • DSC01790


  • DSC01796


  • DSC01800


  • DSC01804

  • DSC01803


  • DSC01807


  • DSC01774


  • DSC01811

  • DSC01817


  • DSC01831


  • DSC_2687


  • DSC_2713

В центральной части острова Шри-Ланка вдоль гор из розового кварца расположился город Дамбулла. Уютный городок радушно принимает туристов в своих немногочисленных отелях. Гости останавливаются в Дамбулле обычно на один-два дня. Этого времени вполне достаточно, чтобы ознакомиться со всеми достопримечательностями маленького курорта.

Популярность город приобрел благодаря Пещерному храмовому комплексу. Многие его называют Золотой храм. Однако, по словам местных монахов это две различные достопримечательности, каждая из которых заслуживает внимания.

Золотой Храм

У подножья горы расположен Золотой храм, являющийся современным сооружением. Он окончательно был достроен лишь в 2000 году. Вход в этот храм абсолютно бесплатный. Золотой храм получил свое название благодаря огромной статуе Будды, выполненной из бетона и кирпича, позолоченной поверх.

Пещерный комплекс

Пещерный храм Анурадхапуры Дамбулла находятся на высоте 350 метров. Подъем к нему в некоторых местах достаточно крутой и занимает примерно 15-20 минут. Возможно из-за того, что попасть в пещеры можно только пройдя через Золотой храм, эти два места воспринимаются как единое целое. Перед совершением восхождения необходимо приобрести билеты, которые продаются в кассе у подножья горы справа от Золотого храма. Для детей билет стоит 10$, взрослым необходимо заплатить 15$. Храм работает с 7:30 до 18:00.

Комплекс, состоящий из пяти пещер, является одной из старейших буддийских святынь. Каждая из пещер имеет своё название. Некоторые из них являются естественными, другие создавались монахами путём раскопок и увеличения природных гротов. Во всем комплексе размещено около 150 статуй Будды. Внутренняя поверхность одной из пяти пещер полностью покрыта наскальной росписью. Другая пещера Махараджалена выделяется одним из чудес Дамбулла – вода в ней течет снизу вверх.

Для того чтобы не оказаться в неловкой ситуации стоит запомнить, что нельзя фотографироваться спиной к статуям Будды, присаживаться на скамейки в храме и входить в храм обутыми. Услуга сохранности обуви платная, цена 20 рупий и не более. Даже в таком священном месте наивных туристов могут обмануть, завысив плату за хранение. Не попадайтесь на удочку мошенников. Обувь можно просто положить в рюкзак или сумку и спокойно осматривать пещеры.

Буддийский музей

Достопримечательности Дамбуллы не ограничиваются храмами. Можно посетить Буддийский музей возле шоссе в 100 метрах от Золотого храма. В трехэтажном здании собраны копии фресок и картин, найденных на территории Шри-Ланки, а так же некоторые экспонаты из пещерного храма. Посещение музея обойдется взрослым туристам в 230 рупий и в 115 рупий детям.

Поскольку в вечернее время в городе особо нечем заняться, можно посетить оптовый овощной рынок . На нем можно ближе познакомиться с тонкостями местного бизнеса и понаблюдать за процессом торговли. Можно стать свидетелем очень забавных ситуаций.

Окрестности Дамбуллы

Любители природы могут посетить Национальный парк Namal Uyana, расположенный в окрестностях Дамбуллы. Передвигаться по парку можно на джипах или пешком с проводником. В парке расположился Железный лес и самый большой Хребет Розового кварца.

Обитателями заповедника являются слоны, черепахи, рептилии, редкие птицы и насекомые. При входе в лесную часть парка можно увидеть водный ручей. Проводник уверял, что вода в нем абсолютно чистая и пригодна для питья.

Посещение парка доставит удовольствие всем туристам, особенно детям. На территории парка расположен палаточный городок. Билет на посещение парка стоит 30$, прогулка на джипе 40$. Осматривать красоты этого места можно до темноты.

Главная достопримечательность города Дамбулла - Золотой храм. Шри-Ланка полна святынями и храмами, но это место выделяется из общей картины. В уникальном пещерном храме, можно рассмотреть многовековые статуи Будды и Вишну. Многие туристы, побывавшие в разных городах мира, сходятся во мнении, что здешняя атмосфера неповторима. Она помогает избавиться от стрессов, прийти к гармонии со своим внутренним миром и еще больше полюбить жизнь. Давайте познакомимся с этим храмом поближе!

Общая характеристика

Золотой храм Дамбулла считается одним из наиболее известных буддистских храмов во всем мире. Он занимает 20 гектаров земли и находится практически посредине острова Шри-Ланка. Дамбулла (храм) построен на одноименной горе, высотой немногим более 350 метров. В 12 километрах от храма находится не менее известный археологический памятник Шри-Ланки - скальное плато Сигирия. Низина горы Дамбулла представляет собой тропический лес с живописными пейзажами. Оказавшись в нем, можно часами любоваться природными красотами. Лес еще больше усиливает впечатление от посещения храма.

Скальный монастырь, или как его еще называют, пещерный храмовый комплекс является священным местом для паломников со всего мира, исповедующих буддизм, по меньшей мере, уже порядка 21 века. Дамбулла (храм) представляет собой святилище, в состав которого входят 5 больших и более 70 мелких пещер, которые связаны между собой разнообразными по габаритам и конфигурации коридорами. Но мировую известность храм получил не за количество пещер, а за самую большую коллекцию статуй Будды, созданных местными мастерами. Здесь можно встретить лежачих, стоячих и сидящих Будд разной высоты. Самые крупные статуи превышают по высоте 15 метров. В Золотом храме также можно увидеть статуи трех королей, некогда возглавлявших Шри-Ланку, а также богов и богинь, которых чтили древние люди. Некоторые из этих статуй по сей день сильно почитаются буддистами.

Исследовав исторические документы, найденные в этом месте, ученные выяснили, что первые пещеры храма Дамбулла были основаны в первом веке до нашей эры. Все началось с того, что король Валагамбаха, после изгнания из Анурадхапары, поселился в скальной пещере и прожил там немногим более 14 лет. Вернув себе трон, он возвел первый в истории пещерный храм и даровал его буддистскому ордену. Таким образом, монарх отблагодарил монахов, которые помогли ему выжить в особо сложные периоды жизни. С этим историческим фактом можно познакомиться у входа в пещерный храм Дамбулла.

После того как Золотой храм был подарен монахам, буддистские паломники стали считать его святым местом. Археологи, изучающие храм, обнаружили, что рукотворный комплекс неоднократно подвергался реставрации и обновлению. Меры по его восстановлению принимались практически при каждом правителе Шри-Ланки. В двенадцатом веке, когда в стране правил король Ниссанкамалла, 73 статуи Будды покрыли чистым золотом. Именно с тех пор пещерный храмовый комплекс стали называть золотым.

В восемнадцатом веке храм Дамбулла (Шри-Ланка), фото которого хорошо иллюстрирует его возраст, получил весомые изменения, коснувшиеся как архитектуры комплекса, так и настенной росписи. По сведению историков, примерно в начале восемнадцатого века на территории, прилегающей к храму, проживала целая династия профессиональных художников. Они приложили свою руку к росписи комплекса. Площадь наскальных буддистских рисунков и фресок составляет 2300 м 2 . На них изображена чуть ли не вся жизнь Будды: рождение, озарение, семь недель после прозрения, отречение от богатства и чтение проповедей. Эта галерея наскальной живописи уникальна в своем роде. Она имеет огромное культурное и историческое значение не только для буддистов, но и для всего человечества.

Как вы уже поняли, Дамбулла (храм) имеет пять крупных пещер. У каждой из них есть свое название и особенности, и на каждой из них мы остановимся подробнее.

Девараджалена

Попав в первую из пяти пещер, турист может увидеть 14-метрогвую возлежащую статую Будды. У ее ног сидит ученик Ананад, а у изголовья - сам бог Вишну. К входу в пещеру Девараджалена примыкает часовня, построенная в честь бога Вишну. В ней по сегодняшний день довольно часто проводят разнообразные ритуалы. Кроме описанных скульптур, которые можно встретить на входе в пещеру, есть еще четыре статуи Будды, расположенные в разных частях пещеры. Согласно сведениям археологов, все эти скульптуры были созданы еще в первом веке до нашей эры, во времена правления короля Валагамбаха.

Скульптуры сохранились до наших дней довольно хорошо, чего нельзя сказать о фресках и наскальных росписях. Их плохо видно из-за толстого слоя сажи на стенах и потолке. Как рассказывают экскурсоводы, копоть образовывается из-за постоянного окуривания пещеры благовониями и горения лампад.

Махараджалена

Это следующая пещера, в которую обычно попадает путешественник после Девараджалены. Здесь путников «встречает» статуя того самого короля Валагамбаха. Его рука поднята вверх, будто он учит кого-то жизни. Эта статуя является самой крупной во всем рукотворном комплексе Дамбулла. Она, так же как и статуи пещеры Девараджалена, датируется первым веком до нашей эры. Удивительным является тот факт, что здесь прямо возле скульптуры Будды установлены статуи Упульваны и Саманы, Майтреи и Наты. Благодаря этому Золотой храм Дамбулла стал единственным местом во всей Шри-Ланке, где можно встретить стоящие по соседству статуи богов. Всего в Махараджалене находится более десятка стоящих статуй Будды и порядка сорока - в медитации. Из гранита сделаны далеко не все из них. Некоторые выполнены из дерева и даже кирпича.

Еще одной отличительной чертой Махараджалены является источник воды, который нельзя назвать иначе как чудо. Дело в том, что вода из него течет по стенам, среди всякого рода узоров, не вниз, а вверх. Достигнув самой высокой точки, она просто падает в золотую чашу. Вокруг чаши можно увидеть множественные скульптуры Будды в медитации.

Паччима Вахарая

Среди пятерки крупных пещер эту можно назвать относительно небольшой. В центре пещеры Паччима Вахарая располагается ступа. В ней, согласно преданиям, хранились сокровища, принадлежащие супруге основателя храмов. Экскурсоводы рассказывают, что совсем недавно эту ступу разграбили искатели драгоценностей, но о месте нахождения священных аксессуаров на сегодняшний день ничего неизвестно.

Маха Алут Вихарая

Эта пещера считается относительно молодой. Ее постройка датируется тринадцатым веком нашей эры. В те времена в государстве главенствовал последний представитель правителей Канди. Как и другие пещеры, Маха Алут Вихарая заполнена большим количеством скульптур Будды, в разных положениях. Потолок пещеры удивляет разнообразием изображений Будды. Согласно официальным документам, потолок украшают более 1000 картин медитирующего Будды.

Девана Алут Вихарая

Эта пещера считается самой молодой из крупной пятерки. До начала двадцатого века здесь был склад. Когда ее построили, точно неизвестно. Однако на стенах есть информация о том, что в 1915 году здесь производились реставрационные работы. Кроме 11 скульптур Будды, здесь располагаются многочисленные скульптуры бога Вишну во всяческих позах.

Золотая статуя Будды

Храм Дамбулла (Шри-Ланка), описание которого мы рассмотрели, у многих ассоциируется с огромной статуей сидящего Будды, которую можно встретить у подножия горы Дамбулла. Ее высота составляет 30 метров. Это современная статуя, которая пока что не несет никакой ценности, кроме эстетической. В здании, на котором расположена эта статуя, находится музей буддизма. С этого живописного места начинается подъем к храму. Наверх ведет каменная лестница.

Храм Дамбулла сегодня

В храм Дамбулла (Шри-Ланка) ежегодно приезжают сотни тысяч путешественников со всего мира. Так как организация ЮНЕСКО включила его в список Всемирного наследия, он, как и многие другие памятники архитектуры и истории, находится под пристальным надзором.

Чтобы попасть в Золотой храм, необходимо приобрести входной билет. Его стоимость составляет 15 долларов для взрослых и 10 для детей. При входе в пещерный комплекс посетителей просят снять обувь. Сразу после посещения, ее можно забрать за 25 рупий. Эта плата взимается за охрану обуви. Те, кто не хочет платить за данную услугу, просто оставляют свою обувь в стороне, без присмотра. В таком случае за ее сохранность никто не отвечает. Посетителям, оплатившим входной билет, дается два часа на то, чтобы хорошо рассмотреть храм Дамбулла (Шри-Ланка). Время посещений достопримечательности: 7.30-18.00.

Так как пещерный храм располагается на скале, к нему нужно подняться. Подъем простой, но многим он может показаться затяжным. Посещать достопримечательность разрешается только в закрытой одежде, то есть, шорты, и короткие юбки здесь запрещены. Багаж, в отличие от обуви, можно оставить на полицейском посту совершенно бесплатно.

Интересно отметить, что на всей территории храма можно встретить свободно разгуливающих обезьян. Они привыкли к большим количествам людей, поэтому совершенно их не боятся. Когда солнце начинает прятаться за горизонтом, сюда прилетают сотни ласточек. Проведя ночь на территории буддистской святыни, они покидают ее с рассветом.

Дорога в Дамбуллу

Добраться в город из соседних городов совсем несложно. Есть три способа:

  1. Автобус. Автобусная остановка расположена в полутора километрах от пещерного храма, около башни с часами. Сюда ходят автобусы со всех основных городов островного государства. Дорога с Канди, Полоннарувы или Анурадхапуры в Дамбуллу занимает 2 часа и стоит 50 рупий. Добраться из Сигирии в Дамбулу можно за 40 минут и 20 рупий. Из столицы Шри-Ланки - городка Коломбо, ехать Дамбулу дольше и дороже. На дорогу уйдет порядка 4 часов и 150-200 рупий.
  2. Поезд. Этот способ менее популярен среди туристов, так как ЖД станция находится в 23 километрах от Дамбуллы. Сюда ходят поезда из Коломбо, Баттикалоа и Тринкомали. Добраться до города от станции можно на автобусе или тук-туке.
  3. Автомобиль. Лучше всего ездить по Шри-Ланке на арендованном авто или на машине с водителем-гидом. Конечно, такая поезда обойдется дороже, но полная свобода действий того стоит.

Заключение

Дамбулла (храм) является удивительным местом, оказавшись в котором, можно забыть обо всех мирских мыслях. Летний зной здесь быстро сменяется на пещерную прохладу, которая прямо-таки располагает к знакомству с фресками картинами и статуями. Золотой храм Дамбулла - это уникальное место, сокровищница буддизма, посещая которую, удовольствие и полное умиротворение получает абсолютно каждый человек, и даже тот, кто совершенно далек от религиозных предрассудков.

Продолжается. Исследуя достопримечательности Культурного треугольника, мы приехали в небольшой городок (Dambulla), знаменитый на всю страну тем, что здесь находится пещерный комплекс и золотой храм. Это скальный храм, у входа которого сидит огромная статуя Будды, а в самих пещерах хранятся другие древние изваяния Просветленного. Увидеть его я хотела давно, и вот наконец мне удалось это сделать. Место это было облагодетельствовано одним из царей Анурадхапуры в благодарность за 14-летний приют. Сейчас Дамбулла превратилась в место паломничества для буддистов со всего мира. Что такое золотой или пещерный храмы Дамбуллы, чем интересно это место, как туда добраться и осматривать я расскажу в этой статье.

(Dambulla) — это не очень большой город в центральной провинции Матале Шри-Ланки, известный с давних времен. Туристы приезжают сюда исключительно ради Золотого храма и выдолбленных в скале пещер (пещерного храма I века до н.э.), где собрано большое количество статуй Будды. Этот объект включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Основная информация

Описание

Дамбуллу называют золотой скалой не просто так: бежавший от преследования царь Анурадхапуры Валагамбаху, живший в I веке до нашей эры, озолотил это место в знак благодарности. Царь скрывался в Дамбулле 14 лет, а когда вернул себе трон, не позабыл о спасении. Через тысячу лет другой царь тоже проявил щедрость к монастырю. И скала в буквальном смысле стала золотой.

Главные достопримечательности Дамбуллы — золотой и пещерный храмы — находятся на 340-метровой гранитной одиночно стоящей скале, расположенной прямо посреди города. Вход к горе, где находится самый крупный в Азии пещерный храм Дамбулла , украшен 30-метровой статуей Будды, практически самой большой в Азии. Но, конечно, ее нельзя сравнивать с Буддой на острове Хайнань (Китай). Высота китайской статуи — 71 метр, и это в два раза больше, чем Золотой Будда в Дамбулле. А пещеры находятся выше, к ним ведет каменная лестница.

Внутри горы находятся многочисленные ниши (5 пещер и 25 скальных келий), поверхность которых расписана буддистской живописью (более 1500 росписей общей площадью около 2100 м 2). Там находятся 153 большие статуи Будды, 73 из которых покрыты золотом, а также 3 статуи королей Шри-Ланки и 4 статуи богов и богинь. Все они хорошо сохранились, несмотря на то, что возраст некоторых превышает 2000 лет.

Статуи Будды и царя Валагамбаху внутри пещерного комплекса

Дамбулла на видео:

Как добраться

  • The Green Edge – рейтинг 9.3
  • Sevonrich Holiday Resort – рейтинг 9.1
  • Dambulla Rock Arch – рейтинг 9.5

Лучшие недорогие отели Dambulla:

  • Sanemro Villa – рейтинг 9.3
  • Pawana Rest – рейтинг 9.1
  • Dignity Villa – рейтинг 9.4

Все отели в Дамбулле смотрите →

Читайте также:

Когда мы приехали в Дамбуллу, я думала, что пещерный комплекс — это единственное, что можно посмотреть в городе. Однако оказалось, что это не так.

Оказывается, недалеко от Дамбуллы находится единственный древесный питомник в засушливой зоне Шри-Ланки. К сожалению, большая часть леса на территории, где располагается Культурный треугольник, была вырублена. Однако теперь уникальные растения этой зоны восстанавливаются.

Тем не менее, мы, как и почти все остальные, приехали сюда ради Пещерного храма. Водитель высадил нас прямо у входа, и мы решили сначала осмотреться вокруг.

(Dambulla Rajamaha Viharaya) построен в 2000 году. Он представлен 30-метровой статуей Будды, типичными скульптурами для буддистского святилища — медитирующие монахи, слоны и так далее.

  • Рядышком находится музей. Вход в музей оплачивается отдельно — 100 рупий. Работает он с 7.30 до 17.30
  • Еще недалеко расположена позолоченная ступа. Мне она очень приглянулась: ступа хоть и небольшая, но ярко сияет на солнце. А внутри храмы — тоже статуи Будды!

Пещерный храм в Дамбулле

К пещерам надо подниматься (100-150 метров). Подъем не такой сложный, как на Сигирию, но при сильном солнце можно быстро утомиться. К тому же надо соблюдать осторожность в общении с обезьянами. Время на подъем — 10 минут.

  • Стоимость билета на гору для иностранцев составляет 1500 рупий. И купить билеты можно только внизу. Кассы находятся в неприметном месте справа от Золотого храма.
  • Время работы : 7.30 — 18.00. Перерыв на обед: 12.30 — 13.00

Важно ! В пещерах можно ходить только босиком. Обувь надо сдать на хранение в специально отведенном для этого месте перед входом в пещерный храм. Стоимость хранения обуви — 25 рупий. Также надо быть прилично одетым — колени и плечи должны быть обязательно прикрыты.

Совет . Не забывайте отпугивать обезьян, иначе купленные по дороге сладости и фрукты окажутся в их плену! Обезьяны – существа настырные!

В комплексе пять пещер, и в каждой вы увидите различные изображения Будды. Их так много, что глаза действительно разбегаются. Если вам не интересен буддизм, то место может показаться скучным. А вот жители Шри-Ланки считают своим долгом посетить Золотую гору.

Будды в пещерном храме

Веселые рабочие

Статуи Будды и царя Валагамбаху

Коридор с колоннами

Лысая собака

Первая буддистская широковещательная станция

Также большой ценностью обладают росписи и фрески на потолках пещер. Росписи, по оценкам ученых, довольно древние, а вот фрески были созданы в XV-XVIII веках.

Дамбулла богата на статуи Будды

Уникальные росписи Дамбуллы

А еще во второй пещере находится источник святой воды, обладающий по мнению местных жителей, целительными свойствами и заслуживающий отдельного поклонения.

Небольшая ступа внутри пещеры

Но в целом все происходит, как и везде. Взрослые почтенно смотрят на статуи Будды, а молодежь развлекается снаружи и пытается поговорить с иностранцами, которые изучают культуру Шри-Ланки.

Дорога к пещерам не сильно сложная, но многие туристы советуют все же хорошо подготовиться. Наш совет — беречься от солнца — быть в головном уборе и всегда иметь с собой воду

Неприятно, что пещеры очень плохо освещены. С одной стороны можно почувствовать себя в действительно древнем месте, но с другой — разглядеть что-либо очень сложно. Особенно детали росписей и фресок.

Пещерный храм Дамбулла был преподнесен в дар, в знак благодарности, Ордену буддийских монахов, приютивших короля Валагамбаху во время 14 летней оккупации столицы Анурадхапуры (89 - 103 гг. до н.э.). Об этом свидетельствуют брахминские надписи над вхом в пещеры. Храм, построенный в 150 м. скале, состоит из 5 пещер. Здесь находится самая большая коллекция статуй Будды, многим из которых уже более 2000 лет. Остатки штукатурки со следами краски снаружи пещер указывают на то, что храм представлял собой сплошную галерею живописи. Храм датируется 1 в. до н.э., но достраивался и восстанавливался в XII и XVIII веках.
Девараджалена.
В небольшой пещере 14 м. скульптура лежащего Будды с преданным учеником Анандой у его ног воссоздает момент входа Будды в Нирвану. Там же у ног другая статуя Будды, а 3 статуи Будды в медитации и бог Вишну расположены около головы лежащего Будды. Принято считать что все семь скульптур, занимающих практически все пространство пещеры, относятся к I в . до н.э. и являются творением короля Валагамбаху. Однако искусствоведы датируют их более поздним периодом. Название пещеры объясняется присутствием бога Вишну, под покровительством которого храм Дамбулла был построен. Вероятно, названия пещер появились намного позже, так как только в 1726 году хроники впервые сообщают их. Живопись на стенах и потолке почти невозможно различить из-за слоя сажи от благовоний и масляных лампадок верующих. Часовня бога Вишну, где совершаются регулярные службы, примыкает к пещере снаружи.
Махараджалена.
Вторая пещера, самая большая и впечатляющая, датируется I в . до н.э. При входе в храм с левой стороны деревянная статуя короля Валагамбаху, построившего храм, правая рука которого поднята в жесте учения. Напротив входа в пещеру, под аркой в виде мифического дракона, центральная скульптура Будды в натуральную величину. Левой рукой Будда поддерживает свободный конец робы, жест правой руки - жест протекции. Статуя имеет большое сходство с коллосальными скульптурами периода Анурадхапуры, но выражение лица не такое умиротворенное, что возможно явилось результатом реставрационных работ. Под свежим слоем краски видны следы позолоты. Слева от стоящего Будды бог Майтрея, покровитель Канди, с лотосом в руке, а справа бог Ната (будущий Будда), на лицах которых застыло выражение спокойствия. За ними следуют боги Упульван (он же Вишну синего цвета) и Саман (золотого цвета), хранитель отпечатка ступни Будды на вершине Пика Адама. Размеры статуй одинаковые, различны только выражение лиц и цвет. Храм Дамбулла - единственное место на Шри-Ланке, где статуи Будды, Майтреи и Наты стоят рядом. Две другие статуи богов Упульвана и Самана так же уникальны, так как находятся в непосредственной близости к Будде. Справа в углу статуя короля Кирти Шри Ниссанкамаллы, во многом схожая со статуей короля Валагамбаху.
Ступа в пещере окружена 11 скульптурами Будды в медитации. Над головами двух из них изображен змеиный король Мучалинда, предоставивший Будде укрытие на шестой неделе после прозрения. Статуи Будды и богов располагаются вдоль стен и создают атмосферу спокойствия и умиротворения. 16 стоящих статуй Будды и 40 в медитации сделаны из кирпича, дерева и гранита и покрыты слоем штукатурки и краски. Среди многочисленных образов Будды взгляд посетителей не может не остановиться на фресках, украшающих стены и потолок. С левой стороны на потолке отображены главные моменты жизни Будды: его рождение, отречение от царской жизни, прозрение, семь недель после озарения, чтение первой проповеди, уход в блаженство Нирваны...
По правую руку за статуями Будды в углу ближе к потолку воспроизведены некоторые важные события из истории буддизма и истории страны: король Деванампиятисса встречает святого Махинду, принесшего учение Будды и реликвии на Шри-Ланку; первая проповедь Махинды; строительство первого буддийского монастыря в Михинтале; посадка саженца дерева знаний в Анурадхапуре; король Деванампиятисса плугом обозначает границу Анурадхапуры, придавая городу статус буддийского центра... История страны отражена в главных моментах: высадка Виджая (основоположника сингальской нации) на острове, битва королей Дутугемуну и Эрала на слонах... Тот факт, что во многих местах рисунки наносились на уже имеющиеся, свидетельствует о том, что храм расписывали на протяжении продолжительного периода времени, до XVIII века.
Маха Алут Вихарая.
Храм построен сравнительно недавно в XVIII веке королем Кирти Шри Раджа сингхе, последним правителем Канди, статуя которого находится здесь же. Пещера размером 27 х 10 м. имеет два входа в виде арок, украшенных драконом Макара Торана. 56 статуй, среди которых спящий 9 метровый Будда, 13 Будд в позе лотоса и 42 стоящих, окружают скульптуру Будды в медитации в центре зала. Потолок украшен изображениями 1000 Будд в медитации.
Паччима Вихарая.
Построена в I в . до н.э. королем Валагамбаху. Небольшая 16 х 8 х 8 м, но интересная пещера, в центре которой небольшая ступа, недавно ограбленная искателями сокровищ. Предполагают, в ступе были замурованы драгоценности супруги короля Валагамбаху.
Девана Алут Вихарая.
Сравнительно новая пещера использовалась в качестве склада перед тем, как была переоборудована в храм. Когда и кем построена неизвестно. В пещере 11 статуй будды, по 5 статуй возле головы и ног спящего Будды, а так же статуи богов Вишну, Катарагамы и местного бога Девата Бандары. Судя по надписям на стене, храм отремонтирован в 1915 году.

Лучшие статьи по теме