Туристический портал - BritannicVoyage
  • Главная
  • Африка
  • Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Выполнение аварийной посадки Последовательность действий при аварийной посадке самолета

Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Выполнение аварийной посадки Последовательность действий при аварийной посадке самолета

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причи­нам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение , так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случа­ются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необхо­димое оборудование.

В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку. При ее под­готовке нужно немедленно освободить проходы и занять ме­ста в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение. Кроме того, необходимо снять очки, зубные протезы, вы­нуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, за­жигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и рас­стегнуть воротник. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные рем­ни. По команде бортпроводника «Внимание посадка!» следует накло­ниться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета.

После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации. Для экстренного покидания самолета пассажирами и эки­пажем используются все основные и запасные двери, а также аварий­ные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства откры­вания имеют заметную маркировку , облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной систе­мы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятка­ми сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и вы­ходу пассажиров.

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скоро­сти эвакуации.

Старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труд­норасплавляемыхматериалов ;

Продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасатель­ным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет;

При каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер;

Знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются.

При декомпрессии, т.е. разрежении воздуха в салоне самоле­та в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и тума­ном. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь ока­зать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску , даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

При пожаре в самолете помните, что на бор­ту наибольшую опасность пред­ставляет дым, а не огонь. Ды­шите только через хлопчатобу­мажные или шерстяные элементы одежды, по возможно­сти смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь при­гнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите откры­тые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д.

После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи ко­торых имеется открытый огонь или сильная задымленность. После вы­хода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше.

При приводнении, которое всегда неожиданно, времени на под­готовку практически не бывает. В одном случае самолет может кос­нуться поверхности так плавно, что непонятно , приземлился он или приводнился, в другом - может развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо действовать по коман­де командира экипажа или бортпроводницы (схема 61), т.е. надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одежду и идти к выходу, указанному бортпроводницей, для посадки в спасательный плот.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные пло­ты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 мин летом и 3 мин зимой. Если приводнение произошло в холодное время года, нужно взять на плот больше теплых вещей. Не следует за­бывать о запасе воды и пищи. В комплекте плота есть аварийный запас, которого может оказаться недостаточно, если плавание будет дли­тельным. Командование всеми пассажирами на воде принимает на себя командир экипажа воздушного судна.

Используя весла и подручные предметы, нужно отойти от места по­гружения самолета. После этого расправить и бросить за борт плаву­чий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.

Члены КЭ на взлет/посадку находятся на своих служебных местах: служебное место, станция 1 – аварийные выходы в передней части самолета Б/пр №1/1L + Б/пр №2/1R; Аварийные выходы на крыло (2L/2R, 3L/3R); служебное место, станция 2 – аварийные выходы в хвостовой части самолета Б/П №3/4L + Б/П №4/4R.

В зависимости от аварийной ситуации эвакуация может быть:

Неподготовленной (незапланированная эвакуация) - без проведения предполетного инструктажа пассажиров, на земле: при подготовке ВС к вылету, при размещении пассажиров, при запуске двигателей.

Частично подготовленной (незапланированная эвакуация):

После инструктажа пассажиров-помощников у аварийных выходов на крылья;

После проведения предполетного инструктажа пассажиров о расположении аварийных выходов и о размещении и правилах пользования аварийно-спасательным оборудованием:

После закрытия входных дверей; после запуска двигателей; на рулении, на взлете и заходе на посадку.

Подготовленной (запланированная эвакуация) – при наличии достаточного времени для проведения подготовки пассажиров и салонов к аварийной посадке и эвакуации: в полете.

В некоторых случаях пассажиры должны из предосторожности покинуть самолет (например: реальная угроза срабатывания взрывного устройства, раздражающий запах, дым в пассажирской кабине и т.п.)

В таких случаях проводится контролируемое покидание самолета, причем используется минимальное количество надувных трапов. КВС информирует пассажиров о сложившейся ситуации и принимает решение об использовании определенных выходов. Пассажиров нужно дополнительно информировать, можно ли брать ручную кладь с собой и нужно ли снимать обувь.

При возникновении пожара на земле: в процессе размещения пассажиров; на стоянке - члены кабинного экипажа обязаны немедленно начать эвакуацию пассажиров через ближайшие к ним аварийные выходы или входные трапы.

Команду к началу эвакуации должен подавать КВС. Вся команда к эвакуации, включая возможные ограничения, должна быть, повторена, по крайней мере, один раз. Если команда не прозвучала, а необходимость эвакуации СБКЭ имеет право подать команду о начале эвакуации. Если при всех перечисленных обстоятельствах не прозвучала даже команда, каждый бортпроводник имеет право подать команду к эвакуации. Начало действий – полная остановка самолета.

Необходимо учитывать, что при проведении эвакуации будет работать только аварийное освещение. В таких случаях существует реальная угроза паники. Необходимо уметь предотвратить панику и вселить в пассажиров уверенность.

Фонари после эвакуации могут служить для подачи аварийных сигналов путем:


Кругового вращения

Повторяющиеся посылки чередующихся вспышек в виде сигнала SOS=3 коротких вспышки, 3 – длинных, 3 коротких(…- - - …)

Акустический свисток – радиус слышимости свистка значительно превышает радиус слышимости человеческого голоса.

Мегафон - для оповещения пассажиров внутри и за пределами самолета, а также для подачи команд в случае отказа громкоговорящего устройства.

Аварийный радиобуй – предназначен для использования в международной спутниковой системе поиска и спасения аварийных автоматических объектов КОСПАС-САРСАТ «Cospas-Sarsat»

Аптечка «FIRST AID KIT», Аптечка «Emergency Medical Kit» - для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим.

«30-ти секундный настрой» - стандартная процедура, включающая в себя мысленное повторение действий бортпроводника при эвакуации пассажиров, которая неукоснительно должна выполняться членами кабинного экипажа. Проводится бортпроводниками перед каждым взлетом и посадкой с целью подготовки к возможной аварийной ситуации.

Для проведения «30-ти секундного настроя» необходимо ответить на следующие вопросы:

Тип самолета?

За какой выход я отвечаю?

Взлет/посадка над сушей/водой?

Моя безопасная поза?

Команды, используемые при эвакуации?

Перед открытием двери

После открытия двери (выход безопасен)

Для блокирования выхода.

Состав пассажиров? (пассажиры-помощники)

Что необходимо сделать перед открытием двери?

Как открывается моя дверь?

Положение дверей («автомат»/«ручное»);

Открытие двери;

Ручка ручного наполнения трапа.

Куда и как я направлю пассажиров при заблокированном выходе?

Какое дополнительное аварийное оборудование необходимо для проведения эвакуации? (фонарь, мегафон).

Каковы мои обязанности после эвакуации?

Дополнительные вопросы (по ситуации)

Когда я открою свой выход? Какие пути эвакуации являются основными в случае посадки на воду?

Каково состояние моря (например, холодная вода, опасность гипотермии).

Ручка отсоединения трапа (вода)

Спасательный трос

Где он находится?

Когда я должен закрепить его?

Кто его крепит?

Подготовленная (Запланированная) аварийная посадка (суша/вода)– ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ при подготовке пассажиров и салонов.

Обязанности бортпроводников и меры, которые должны быть приняты при подготовке к аварийной посадке на сушу или воду, изложены в "ИНСТРУКЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПАССАЖИРСКОЙ КАБИНЫ К АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ" . Она состоит из следующих пунктов:

После команды КВС - «БРИГАДИР В КАБИНУ! PURSER TO THE COCKPIT»

СБКЭ немедленно пройти в кабину экипажа и получить точную информацию у КВС:

N - Nature (природа аварии) характер аварии, типе посадки

I - Intentions (намерения)

Т - Time (время до посадки) временя, для проведения подготовки к посадке

S - Special instructions (специальные инструкции) о риске при посадке и необходимости пересадки пассажиров

Бортпроводники:

Прекращают обслуживание, закрепляют оборудование и собираются в передней буфет - кухне.

Получив информацию от КВС, старший бортпроводник экипажа соби­рает бортпроводников на брифинг и сообщает им информацию, полученную от КВС. После этого бортпроводники приступают к проведению подготовки к аварийной посадке и эвакуации.

Старший бортпроводник КЭ:

Обращается к пассажирам по системе оповещения:

«Уважаемые пассажиры, прошу внимания! С Вами говорит старший бортпроводник. Призываю Вас к спокойствию и прошу выполнить следующее: (зачитывает стандартный текст «Аварийная посадка» (суша/вода)(приложение1);

Отбирает физически крепких, одиноких, не паникующих пассажиров-помощников в помощь членам кабинного экипажа (суша- 18 человек; вода-16 человек)

Пассажиры-помощники.

При выборе пассажиров-помощников предпочтение следует отдавать работникам авиакомпаний, пожарным, спасателям, физически сильным мужчинам, вменив им в обязанности:

Оказание помощи детям, больным и раненным;

Оказание помощи при приведении аварийно-спасательного оборудования в рабочее

положение и при эвакуации пассажиров из самолета;

Охрану опасных для выхода из самолета мест.

Ознакомьте пассажиров с расположением аварийных дверей, порядком их открытия и правилами эвакуации из самолета.

Пассажир-помощник должен повторить все перечисленные действия.

Инструктаж (приложение 2; приложение3), предварительная подготовка пассажиров и проверка принятых ими мер безопасности должны быть полностью закончены к моменту вынужденной посадки самолета.

Пассажиров-помощников следует пересадить к аварийным выходам, а также к пассажирам-инвалидам требующим помощи.

Лучше столкнуться с трудностями при пересадке пассажиров в процессе аварийной подготовки, чем впоследствии с бездеятельностью пассажиров и потерей времени при эвакуации.

Освещение пассажирских салонов - 100%.

(Полное освещение, даст возможность тщательно провести подготовку и осуществлять наблюдение за поведением пассажиров. Бортпроводники в салонах, следят, чтобы пассажиры внимательно слушали, пресекая все вопросы и передвижения по салонам)

В случае ограниченного времени, когда нет возможности собрать борт­проводников для объяснения ситуации, информация одновременно является брифингом для бортпроводников и сигналом к началу подготовки пассажирской кабины к аварийной посадке.

Подготовка рабочих зон:

Старший бортпроводник КЭ №1/1L - освобождает пути эвакуации в передней части самолета от ручной клади, от штор (сорвать и убрать), убирает все незакрепленные предметы (газеты, журналы в пакеты, размещает в туалетных комнатах).

Бортпроводник №2 /1R - закрепляет БКО и обесточивает бытовое электрооборудование в передней буфет - кухне; закрывает на замок туалетную комнату в передней части самолета: подготавливает пассажиров и салоны к аварийной посадке (с 1-го по 12-й ряд);

Бортпроводник №3/4L - закрепляет БКО и обесточивает бытовое электрооборудование в хвостовой буфет - кухне. Подготавливает пассажиров и салоны к аварийной посадке (с 14-го по 28-й ряды). Закрывает на замок туалетные комнаты в хвостовой части самолета.

Бортпроводник №4/4R - освобождает пути эвакуации в хвостовой части самолета от ручной клади, от штор (сорвать и убрать), убирает все незакрепленные предметы (газеты, журналы в пакеты, в туалетных комнатах)

Подготовка пассажиров.

1. Старший бортпроводник/бригадир №1/1L последовательно называет необходимые подготовительные меры согласно текстам аварийных информаций в соответствии с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ПАССАЖИРСКОЙ КАБИНЫ К АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ" .

2. Бортпроводники демонстрируют и проверяют выполнение пассажирами указаний, данные старшим бортпроводником, передают сигнал о готовности к выполнению следующего пункта инструкции.

Инструкция включает в себя следу­ющие требования:

- спинки кресел должны быть приведены в вертикальное положение, иначе пассажир, сидящий сзади, не будет иметь достаточного пространства для подготовки и больше рискует получить травму при посадке самолета;

- воротники должны быть расстегнуты, галстуки сняты;

- пассажиры должны быть одеты в соответствии с климатичес­кими условиями. На случай вынужденной посадки на воду рекомендуется надеть как можно больше одежды;

- колющие и режущие предметы необходимо снять и убрать в ручную кладь. Запрещается размещать эти предметы в кармане впередистоящего кресла;

-ручная кладь должна быть убрана на багажные полки или в дополнительные помещения (туалетные комнаты). Вся ручная кладь остается на борту самолета во время эва­куации;

- обувь снять и положить в ручную кладь или под кресло (по обстоятельствам);

Пассажиры должны сесть как можно плотнее в кресло, застегнуть ремни строго на уровне бедер и туго затянуть их. Раздать пассажирам пледы, подушки, верхнюю одежду.

Особое внимание пассажиров необходимо обратить на "Инструкцию по безопасности", где показано расположение и использование аварийных выходов, жилетов, принятие безопасной позы.

- бортпроводники показывают выходы, которые называет в информа­ции старший бортпроводник;

- показать расположение аварийного освещения ;

-при посадке на сушу объяснить оборудование аварийных выходов (трапы, канаты) и как ими пользоваться;

При посадке на воду, пассажиров информировать о наличии спасательных жилетов и пра­вилах их использования. Перед посадкой на воду необходимо надеть спасательный жилет и завязать его или застегнуть. Взрослые надувают свои спасательные жилеты непосредственно перед тем; как покинуть самолет (в проеме) или после выхода из самолета, если они покидают его через аварийные выходы на крыло. Надутый до посадки жилет помешает пассажиру принять безопасную позу, будет помехой при эвакуации из самолета, или может быть поврежден (особенно при покидании самолета через аварийные выходы на крыло). Использование детских спасательных жилетов необходимо объяснить пассажирам индивидуально.

Нужно объяснить пассажирам, что они должны делать по команде КВС «Сгруппируйтесь, сгруппируйтесь!», «Brace, brace».

Команда прозвучит непосредственно перед посадкой, после этого необходимо принять безопасную позу.

Данная команда подаётся до полной остановки самолёта.

Объясните и покажите пассажирам, как принять позу для аварийной посадки. Если подан сигнал, принять безопасную позу для аварийной посадки, и нет времени для ее демонстрации, подайте команду « Обхватить голову руками (кисти рук одна на другой); Опустить голову на колени; Используйте мягкие вещи для защиты головы и туловища от ударов». Безопасную позу для детей, беременных женщин и полных пассажиров бортпроводники объясняют индивидуально. Предложите пассажирам, имеющим детей, усадить ребенка на колени: Для фиксации используйте «ремень-петлю»; взрослый одной рукой держит ребенка в районе пояса или за голову (зависит от положения ребенка относительно направления полета); Следует защитить лицо ребенка мягкими вещами.

Грудной ребенок на руках у взрослого : взрослый пассажир должен: Застегнуть и затянуть привязные ремни; Ступни ног устойчиво поставить на пол; Положить ребенка на спину на колени взрослому; Наклониться над ребенком; Одной рукой поддерживать голову ребенка и прижимать ее к себе; Другой рукой одновременно фиксировать колени ребенка и свою голову. Пассажиров следует предупредить, что при посадке можно ожидать несколько ударов, и они должны оставаться в безопасной позе на своих местах с застегнутыми ремнями до поступления команд от экипажа.

По окончании брифинга с пассажирами проверить, чтобы пассажиры знали:

Как расстегнуть ремень безопасности

Как сгруппироваться

Когда группироваться

Как долго группироваться

Где находятся ближайшие выходы

Как до них добраться

Внимательно наблюдайте за поведением пассажиров, выявляйте склонных к панике и успокаивайте их (при необходимости можете принять меры воздействия).

Каждый бортпроводник должен еще раз проверить готовность своей зоны к аварийной посадке. Не допускайте попыток пассажиров открыть аварийные двери без команды.

Освещение в салонах должно соответствовать условиям снаружи, в которых производится посадка самолета.

Форма одежды:

Необходимо полностью надеть форменную одежду, включая головной убор, для лучшего опознавания Вас пассажирами

Снять металлические значки, ID, чтобы не получить травмы.

Убедиться, что аварийно-спасательное оборудование, которое Вы должны эвакуировать из своей зоны, доступно.

Об окончании подготовки бортпроводники должны доложить старшему бортпроводнику. Старший бортпроводник докладывает КВС о готовности кабины к аварийной посадке.

Займите свое место в кресле, застегните и затяните поясно-плечевые ремни; ожидайте сигнал (команду) о принятии позы для аварийной посадки.

Бортпроводники, сидящие в креслах, установленных против полета, должны занять следующее положение: Сесть прямо; Спину и голову прижать к спинке кресла; Руками держаться за сиденье; Ступни ног поставить устойчиво на пол.

Примите позу для аварийной посадки и оставайтесь в ней до полной остановки самолета, проведите мысленный тридцатисекундный психологический настрой на действия при эвакуации.

Начало эвакуации должно быть разъяснено следующим образом:

По команде бортпроводников нужно отстегнуть привязные ремни, покинуть свое место; встать друг за другом и, соблюдая очередность, направляться к аварийной двери, если выход можно использовать, эвакуируйтесь.

Действия членов КЭ после полной остановки ВС, во время эвакуации при запланированной аварийной посадке на сушу/воду, аналогичны незапланированной аварийной посадке на сушу/воду.

НЕЗАПЛАНИРОВАННАЯ АВАРИЙНАЯ ПОСАДКА НА СУШУ - АВАРИЙНОЕ РАСПИСАНИЕ, ДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ КЭ.

Действия членов КЭ.

После полной остановки самолета и команды:

«ЭВАКУАЦИЯ ПАССАЖИРОВ»/«PASSENGER EVACUATION»

Расстегнуть ремень безопасности

Подойти к аварийным выходам

Старший бортпроводник КЭ №1 / 1L - передняя входная дверь – 1L

Бортпроводник №2/1R передняя служебная дверь – 1R

Бортпроводник №3/4L: задняя входная дверь – 4L

Бортпроводник №4/4R: служебная дверь – 4R

Оценить обстановку снаружи (если использование этого выхода не было запрещено КВС): посмотреть в иллюминатор, убедиться в отсутствии пожара или каких-либо препятствий к эвакуации.

Если опасности нет:

Убедиться, что дверь находится в положении «Автомат»/«ARMED».

Открыть дверь;

Повернуть ручку двери в на­правлении стрелки до упора в направлении «открыто» - «OPEN»

Вытолкните дверь наружу и зафиксируйте ее в положении «открыто»

Если трап не надулся автоматически

Держитесь одной рукой за вспомогательную ручку - другой рукой потяните за ручку красного цвета с надписью «PULL», расположенную справа на пороге трапа.

Убедится, что выход можно использовать.

Немедленно эвакуировать пассажиров.

Авиационное происшествие - событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее травмы людей или не причинившее телесных повреждений.

В зависимости от места происшествия, авиационные происшествия подразделяют на:

1. Летное происшествие - событие, связанное с выполнением экипажем полетного задания и повлекшее за собой последствия различной степени тяжести для находившихся на борту воздушного судна людей (травмирование или гибель) или самого воздушного судна (повреждение или разрушение).

2. Наземное происшествие - авиационное происшествие, имевшее место до или после полета.

В зависимости от последствий происшествия для пассажиров, экипажа и воздушного судна, летные и наземные авиационные происшествия подразделяют на следующие:

1. Поломка - авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.

2. Авария - авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически и экономически невозможно и нецелесообразно.

3. Катастрофа - авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 суток с момента происшествия.

Мировая статистика свидетельствует, что почти 50% авиакатастроф происходят на летном поле. В остальных случаях катастрофы происходят в воздухе на различных высотах, и терпящее бедствие воздушное судно является причиной гибели не только пассажиров и экипажа, но и людей на земле.

Катастрофы в гражданской авиации, кажущиеся очень частыми и драматичными, по сравнению с другими транспортными происшествиями, характеризуются небольшими средними показателями потерь. Вместе с тем, в авиационных катастрофах размеры потерь могут достигать 80-90% от общего числа людей, находящихся на воздушном судне.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам и приводят к тяжелым последствиям. Во время аварий при взлете и посадке самолета есть надежда на спасение людей, так как аварии обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.

Все причины аварий воздушного транспорта делятся на группы:

1. Человеческий фактор – ошибки экипажа или диспетчерской службы, плохое самочувствие или усталость пилотов. В последнее время стала актуальна причина – ослепление пилотов с земли световыми указками, фонарями.

2. Технический фактор – отказ, неисправность или поломка бортовой техники, плохое качество топлива.

3. Плохие погодные условия – туман, ливень, резкое похолодание, высокая влажность воздуха.

4. Террористический акт – захват судна, взрыв, саботаж.

Аварийно-спасательное оборудование

Это совокупность средств в самолете, предназначенных для предотвращения травмирования пассажиров и экипажа и обеспечения возможности их аварийной эвакуации и спасения в случае вынужденной посадки самолета на сушу или воду.

Аварийно – спасательное оборудование состоит из средств фиксации людей, аварийных выходов для пассажиров и экипажа, средств маркировки, системы наружного и внутреннего аварийного освещения, систем связи и оповещения пассажиров, вспомогательных средств для эвакуации людей на землю.

Основные и аварийные выходы

1. Основные двери для входа и выхода пассажиров выполняют по левому борту самолета, а при числе пассажиров более 250 человек выходы могут располагаться по обоим бортам. Высота двери зависит от диаметра фюзеляжа и равна 1400-1830 мм. Ширина двери должна быть не менее 860 мм, на широкофюзеляжных самолетах для сокращения времени входа и выхода часто двери делают такой ширины, чтобы в них могли одновременно входить по 2 человека. Порог у двери не допускается, дверной проем снизу ограничивается плоскостью пола. Во время экстренного покидания самолета основные двери засчитываются в число аварийных выходов.

2. Для экстренного покидания самолета в обоих бортах самолета делают аварийные выходы, размером 510x1100 мм, расположенные по левому и правому борту. Число аварийных выходов зависит от количества пассажиров. Количество и размер аварийных выходов должны быть таковы, чтобы при покидании самолета, при открытых на 50% всех выходов, в том числе и основных эвакуация осуществлялась за 90 секунд. Установлено, что при наличии двух основных выходов по левому борту и двух аварийных в правом борту 120-160 пассажиров покидают самолет за 30 секунд. На самолетах имеются не менее двух аварийных люков для выхода на крыло. Для обеспечения выхода при посадке самолета на воду обязательно делают не менее двух верхних аварийных люков для выхода на верх фюзеляжа из расчета 1 люк на 35 пассажиров.

Для экстренного покидания самолета пассажиров и экипажа используются все основные, служебные и аварийные выходы. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри, независимо от основной системы освещения. Устройства аварийных люков и их замков просты, заметны и не требуют больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках).

Индивидуальные и групповые спасательные средства на борту воздушного судна.

При полётах над водным пространством аварийно – спасательное оборудование дополняется индивидуальными и групповыми спасательными плавсредствами.

К индивидуальным спасательным плавсредствам относятся:

  • спасательные надувные жилеты;
  • подушки с постоянной плавучестью;

Групповые спасательные плавсредства

  • Надувные плоты.
  • Комбинированные трапы-плоты: комбинированное вспомогательное средство, применяемое как для облегчения спуска пассажиров при эвакуации из аварийных выходов после аварийной посадки на землю, так и для поддержания группы пассажиров на плаву после аварийного покидания воздушного судна, совершившего вынужденную посадку на воду.
    Масса одного плота на 6 человек в комплекте с оборудованием и питанием на 3 дня - 15 кг. Групповые плоты вмещают от 6 до 25 человек.
  • Надувной аварийный трап. Такой трап обязательно имеется на борту, если основные и аварийные выходы располагаются высоко над землей. Масса его вместе с баллоном 40-45 кг. Место для него отводится вблизи входной двери, либо аварийного люка.
Действия пассажиров на борту воздушного судна во время аварии и внештатной ситуации

В случае возникновения внештатной ситуации пилоты до последнего пытаются избежать катастрофы, поэтому паниковать, кричать, вставать с кресла и бегать по салону категорически запрещается. Этим вы только будете отвлекать экипаж, чем ухудшите и без того опасную ситуацию на борту.

Действия пассажиров, если самолет попал в зону турбулентности.

Часто во время полета самолет может попасть в воздушную яму, в результате чего на борту возникает тряска и сильная вибрация. Такая ситуация называется турбулентностью. Следует пристегнуть ремень безопасности и точно следовать указаниям членов экипажа. Не ставайте с места – это может привести к травмированию.

Действия пассажиров в случае аварии при взлете и посадке

1. Привести спинку кресла в вертикальное положение.

2. Снять очки, обувь на высоких каблуках, ослабить галстук, расстегнуть воротник, вынуть из карманов острые предметы.

3. Положить на колени мягкие вещи, подогнать ремень безопасности и застегнуть его.

4. Наклониться вперед, голову опустить вниз, руками упереться в спинку впереди стоящего кресла (при его отсутствии, руками обхватить колени и положить на них голову).

5. Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации. Перед прыжком снять очки, обувь на высоких каблуках.

6. При декомпрессии, т.е. разряжении воздуха в салоне самолета в результате разгерметизации, самолет наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике.

Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.


Действия авиапассажиров при пожаре

1. Слушайте и выполняйте команды членов экипажа.

2. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы т.д..

3. Пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках.

4. Если проход блокирован, передвигайтесь поверх опущенных спинок самолетных кресел.

5. Оказавшись вне самолета, отойдите от него как можно дальше.

При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.


Действия во время вынужденной (аварийной) посадки самолета на воду

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше. Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут находиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателя находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз. В одном случае самолет может коснуться водной поверхности очень плавно, в другом развалиться на части и быстро затонуть.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные плоты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 минуту летом и 3 минуты зимой.

При приводнении необходимо четко действовать по команде командира экипажа или бортпроводницы.

1. Будьте внимательны, перед полетом над водной поверхностью бортпроводница всегда проводит инструктаж по правильному использованию надувного спасательного жилета.

2. Во время аварии выполняйте все указания экипажа.

3. Наденьте на себя теплую одежду или возьмите с собой.

4. Достаньте и наденьте спасательный жилет карманами вперед.

5. Надувать жилет в салоне запрещается. Это усложнит эвакуацию.

6. Займите место на спасательном плоту.

7. Оказавшись в воде, дерните чеку для автоматического надувания жилета.

8. Используя весла и подручные предметы, отойдите от места погружения самолета. После этого необходимо расправить и бросить за борт плавучий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.

9. Желательно всем выжившим держаться вместе, так вас быстрее обнаружат, и вы сможете дольше сохранять тепло.



36. Как нужно после аварийной посадки покидать самолет через выход с выпушенным и надутым трапом:

а) не останавливаясь, прыгнуть на трап и съехать вниз;

б) не останавливаясь, сесть на край трапа и съехать вниз;

в) перед трапом остановиться, сесть на него и съехать вниз. |

37. При аварийной посадке самолета необходимо:

а) руки сложить на животе, согнуться и поджать ноги;

б) надеть спасательный жилет, руками упереться в спинку переднего сиденья, а голову зажать между коленями;

в) согнуться, наклонить голову как можно ниже и прикрыть ее руками, упереться ногами в спинку переднего сиденья.

38. Вы летите в самолете. Бортпроводница сообщила о загорании на борту и предстоящей вынужденной посадке. Ваши действия после вынужденной посад­ки при условии, что салон самолета задымлен, в некоторых местах виден огонь, проход к эвакуационному выходу не заблокирован:

а) немедленно наденете кислородную маску, защитите от ожогов тело и будете ждать спасателей;

б) защититесь от ожогов, закрыв открытые участки тела, пригнетесь и поползете к выходу на четвереньках, прикрыв рот и нос платком или элементами одежды, смоченными жидкостью; оказавшись за бортом, быстро отойдете от самолета;

в) попросите бортпроводницу принести бутылку с минеральной водой, по спин­кам кресел проберетесь к выходу, обливая себя водой на ходу, оказавшись за бортом, встанете около самолета на случай, если понадобится ваша помощь.

39. Самолет произвел вынужденную посадку на воду. Вам необходимо:

а) надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одеж­ду, идти к выходу для посадки в спасательный плот;

б) взять с собой спасательный жилет и теплую одежду, подойти к выходу, спус­титься в спасательный плот, надеть теплую одежду и спасательный жилет;

в) надеть и надуть спасательный жилет, взять запас продуктов, пройти в соседний салон и ждать помощи бортпроводницы.

40. При нарушении герметичности в салоне самолета необходимо:

а) пристегнуть ремень безопасности и, закрыв голову руками, наклониться вперед;

б) немедленно надеть кислородную маску, пристегнуть ремень безопасности и приготовиться к быстрому снижению;

в) пристегнуть ремень безопасности, помочь пристегнуться соседям, надеть кислородную маску.

Действия пассажиров при аварии на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине лю­дей - капитанов, лоцманов и членов экипажа.

Оставление судна при аварии или кораблекрушении производится только по указанию капитана. Он отдает такое распоряжение в следую­щих случаях:

Имеются явные признаки наступающей гибели судна (опасный крен, вход в воду палубы, кормы, носовой части);

Судно остается на плаву, но распространение воды по судну ведет к его затопле­нию, а достаточных средств для борьбы с водой экипаж не имеет;

Происходит смещение груза или обледенение судна, которое в конечном итоге приведет к его опрокидыванию, а экипаж не имеет средств борьбы со смещением гру­за или обледенением;

По судну распространяется пожар, а экипаж не имеет средств для его локализа­ции и ликвидации;

Под воздействием ветра, волн или течения судно дрейфует на рифы, где оно мо­жет быть разбито или опрокинуто; при этом судно не имеет хода или лишено возмож­ности управляться и не может противодействовать силе природы и т.п.

На крупных морских и речных судах все действия, связанные с самоспасением, сводятся к возможно более быстрому выходу на шлю­почную палубу и четкому исполнению команд экипажа, организующе­го спасательные работы. При объявлении шлюпочной тревоги все кол­лективные средства спасения приводятся в рабочее положение, а эки­паж готовится к оставлению судна (схема 62).

Всем участникам плавания необходимо надеть имеющуюся в их рас­поряжении запасную одежду - хлопчатобумажное и шерстяное белье, свитера, малопромокаемую, лучше водонепроницаемую верхнюю одеж­ду, при наличии гидрокостюм и, конечно, спасательный жилет. Одежду лучше надевать многослойную. Два тонких свитера предпочтительней одного. Шею желательно обмотать шарфом, в крайнем случае, полотен­цем или рукавом разорванного свитера, оторванной штаниной, так как она сильнее остальных частей тела подвержена переохлаждению в воде. На голову следует надеть одну или две облегающие шерстяные шапоч­ки, накинуть и затянуть капюшон, на руки - варежки или перчатки. Следует стремиться защитить места, особо подверженные теплопотерям, - грудь ниже подмышечных впадин, область паха, шею, голову. Обувь лучше надеть просторную, на два-три шерстяных носка, но так, чтобы при этом не стеснять движения пальцев ног.

Каждый участник плавания должен уметь обращаться с индивиду­альным средством спасения. Лучше всего научиться этому заранее. Надо помнить, что неправильно надетый спасательный жилет может не только не помочь, но даже ускорить гибель человека на воде.

Первыми, согласно старинному морскому правилу, на коллектив­ное средство спасения переходят дети, женщины, раненые, ослаблен­ные люди. Им необходимо организовать страховку, для чего на спас-средство может спуститься один взрослый мужчина.

Капитан покидает судно последним, предварительно лично удосто­верившись, что все члены экипажа, пассажиры, а также предметы ава­рийного снаряжения находятся в спасательном средстве.

Перед посадкой в надувные средства спасения (плоты, лодки) необ­ходимо плотно обмотать тканью металлические части обуви - подковы, пряжки, выступающие гвозди, которые могут повредить резиновую об­шивку. При посадке в надувные плоты и лодки желательно избегать прыжков. Если без прыжка обойтись невозможно, надо стараться упасть на надувные элементы - бортовые баллоны, надувные балки, банки и стойки. При этом желательно соприкоснуться с обшивкой возможно большей площадью тела, чтобы уменьшить ударную нагрузку на на­дувную конструкцию. Если человек приземляется на ноги, он может пробить дно спасательной лодки или плота.

Люди, оказавшиеся в спасательном средстве первыми, должны стра­ховать его от повреждений - отталкиваться веслами или руками от суд­на, отгонять представляющие угрозу плавающие на поверхности воды предметы, а также помогать своим товарищам.

Оставление гибнущего судна может осуществляться на спасатель­ных шлюпках и надувных плотах, переходом на борт подошедшего суд­на-спасателя, эвакуацией на борт вертолета-спасателя и прыжком в воду.

Особенности оставления судна прыжком в воду (схема 63). Пе­ред оставлением судна члены экипажа должны напомнить пассажирам правила прыжка в воду и дальнейшего поведения на воде. Для прыжка в воду выбираются такие места, чтобы быть отнесенным от судна тече­нием. Если есть возможность, то лучше спускаться к воде по трапу. Спа­сательный жилет необходимо оберегать от повреждений.

При прыжке в воду подбородок поджать к груди, но голову сильно вперед не наклонять, чтобы не удариться о воду лицом, затылок на­прячь. Одной рукой прижать одежду, другой - закрыть ноздри и рот. Прыгать ногами вниз, ступни прижать друг к другу, ноги слегка со­гнуть и напрячь. Перед прыжком сделать глубокий вдох. Оказавшись в воде, выныривать с открытыми глазами, избегая попасть под судно, шлюпку или плот. Восстановив дыхание, повернуться лицом к надви­гающейся волне, затем осмотреться, не угрожает ли вам опасность со стороны находящихся рядом судов.

При отсутствии спасательных средств, находясь в воде, подавай­те сигналы свистком или поднятием руки. Двигайтесь как можно мень­ше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколь­ко раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха (рис. 26). Этот способ увеличит расчет­ный срок выживания в холодной воде почти на 50 % (табл. 5). Если на вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плаваю­щий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на пла­ву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.

Таблица 5

Сроки выживания человека в воде в зависимости от ее температуры

Температура


Время до наступления

(без спецодежды

и снаряжения)

Способ нахождения

Прогнозируемое

время выживания,

ч, при температуре


потери

сознания


вероятной

смерти


10

15-30 мин

15 мин- 1,5ч

Плавание без

спасательного жилета


До 1,5

11-12

30-60 мин

1-2 ч

Плавание в

Спасательном жилете


2

Нахождение в неподвижной позе в спасательном жилете

Около 3


Нахождение в спасательном жилете

(в положении сгруппировавшись)


19-21

3-7 ч

8-10 ч

Нахождение в воде

группы в спасательных жилетах, тесно прижавшись друг к другу

Безопасно

жизни


При нахождении на спасательном плавательном средстве примите таблетки от морской болезни. Для сбережения тепла находитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. Если нет обоснованной надежды достичь бе­рега или выйти на судовые пути, старайтесь оставаться рядом с другими шлюпками вблизи места гибели судна.

Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте и дви­гайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохра­няйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для умень­шения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения темпера­туры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная воз­можность того, что сигнал, поданный вами, заметят. Не применяйте шаш­ки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите это одному человеку.

Проверьте полученные знания, сверив свои ответы на тесты с ответами, приведенными в конце учебника.

41. На крупных морских и речных судах все действия, связанные с самоспасе­нием, сводятся к быстрому выходу на шлюпочную палубу и четкому выполнению команд экипажа судна. Укажите правильные действия пассажиров при объявле­нии шлюпочной тревоги:

а) надеть как можно больше одежды, взять документы и спасательный жилет, бы­стро пройти на шлюпочную палубу, подготовиться к посадке в спасательные средства;

б) надеть спасательный жилет, пройти на шлюпочную палубу, сесть в спасатель­ную шлюпку и ждать когда ее спустят на воду;

в) спуститься в свою каюту, надеть спасательный жилет и ждать прихода аварий­ной команды судна.

а) чтобы не нанести повреждения себе;

б) чтобы не нанести повреждения другому пассажиру;

в) чтобы не повредить резиновую обшивку спасательного средства.

43. Из приведенных ответов выберите тот, который по вашему мнению отражает правильные действия пассажира при оставлении гибнущего судна прыжком в воду:

а) закрыть лицо обеими руками, прыгнуть в воду ногами вниз прижатыми друг к другу, быстро отплыть от судна;

б) вдохнуть и задержать дыхание, зажать рот рукой, прыгнуть в воду слегка согнув ноги, приводнившись, отплыть от судна;

в) осмотреть место приводнения, вдохнуть и задержать дыхание, зажать рукой рот и нос, другой рукой оттянуть вниз спасательный жилет, прыгнуть в воду ногами вниз, слегка согнув их, приводнившись, быстро отплыть от судна.

44. Какие места тела человека особенно подвержены теплопотерям при нахождении в воде:

а) грудь ниже подмышечных впадин, область паха, шея и голова;

б) руки и ноги;

в) пальцы рук и ног, стопы ног, волосяная часть головы.

45. При нахождении в спасательном плавательном средстве употреблять воды в день не более:

а) 200-300 мл;

б) 500-600 мл;

в) 800-1000 мл.

4.7. Гидродинамические аварии и их последствия. Защита и действия населения

Гидродинамические аварии - аварии на гидродинамически опас­ных объектах, в результате которых могут произойти катастрофические затопления.

Гидродинамически опасными объектами называют сооружения или естественные образования, создающие разницу уровней воды до (верхний бьеф) и после (нижний бьеф) них (рис. 27). К ним относятся гидротехнические сооружения напорного фронта: плотины, запруды, дамбы, водоприемники и водозаборные сооружения, напорные бассей­ны и уравнительные резервуары, гидроузлы, малые гидроэлектростан­ции и сооружения.

При авариях на гидродинамически опасных объектах в нижнем бье­фе в результате стремительного падения воды из верхнего бьефа (см. рис. 27) образуется волна прорыва. Поражающее ее действие проявля­ется в виде непосредственного обрушения на людей и сооружения мас­сы воды, движущейся с большой скоростью, и перемещаемых ею обломков зданий и сооружений, других предметов.

При катастрофическом затоплении угрозу жизни и здоровью лю­дей, помимо воздействия волны прорыва, представляют пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затоп­ление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность на­селения.

Последствия аварий на гидродинамически опасных объек­тах могут быть трудно предсказуемы. Располагаясь, как правило, в чер­те крупных населенных пунктов или выше их по течению и являясь объектами повышенного риска, они при разрушении могут привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, значительного числа городов и сел, объектов экономики, массовой гибели людей, дли­тельному прекращению судоходства, сельскохозяйственного и рыбопро­мыслового производств.

В зонах катастрофического затопления возможно разрушение (раз­мыв) систем водоснабжения, канализации, сливных коммуникаций, мест сбора мусора и прочих отбросов. В результате загрязнения зоны затоп­ления возрастает опасность возникновения и распространения инфек­ционных заболеваний. Этому способствует также скопление населения на ограниченной территории при значительном ухудшении материаль­но-бытовых условий жизни.

С целью защиты населения при катастрофических затоплениях, пре­дотвращения или максимального уменьшения степени его поражения осуществляется комплекс организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий.

Действия пассажиров при аварийной ситуации (столкновении, перевороте, опрокидывании) на городском общественном транспорте

    сгруппируйтесь, крепче ухватитесь за поручни, старайтесь избежать падения

    упритесь ногами в пол, руками в спинку переднего сиденья, голову наклоните вперед

    покиньте транспорт через двери, окна, аварийные выходы. Ведущей окажите помощь пострадавшим

предметы: находящийся в солонее огнетушитель, тормозной башмак, жесткий дипломат и т.п.; в крайнем случае выбивайте стекло сильным ударом ноги в угол окна, повиснув на руках на потолочных поручнях. Перед выходом обязательно очистите проем окна от оставшихся стекол.

При запахе гари такие меры следует признать обязательными, так как времени на выстраивание очереди, ведущей к действующему выходу, у пассажиров может не быть. При пожаре городской транспорт горит очень быстро. Нос и рот в этом случаи следует заранее защитить шарфом, рукавом или другими материалом, по возможности смочив его любой жидкостью.

В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись, не касаясь стен и металлических деталей.

При аварии в случае повреждения токоведущего провода самые безопасные места в трамвае или троллейбусе - сидящие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а к стенам и поручням не прикасаться. Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь.

При падении в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

Действия пассажиров при пожаре в городском общественном транспорте

    немедленно сообщите о пожаре водителю

    защитите рот и нос платком, шарфом, рукавом

    начните тушить пожар

    откройте двери кнопкой аварийного откровения или разбейте стекло

    покиньте транспортное средство, пропустив вперед детей, женщин, стариков

    окажите помощь пострадавшим

Действия пассажиров при падении общественного транспорта в

    если транспортное средство на плаву, выбирайтесь через окно

При погружении в воду снимите лишнюю одежду

    глубоко вдохните и выбирайтесь наружу через дверь или окно

    при необходимости выбейте стекло 126

    помогите детям и не умеющим плавать

    выбравшись на берег окажите помощь пострадавшим

Аварии в метрополитене Зоны опасности в метрополитене

Турникет

Запрещается: перепрыгивать через турникет; проходить через турникет группой

Эскалатор

Запрещается: бежать по эскалатору; садиться на ступеньки эскалатора и ставит вещи на поручни; задерживаться на выходе с эскалатора и создавать давку

Запрещается: спускаться на пути метрополитена; выходить за ограничительную линию у края платформы; подходить близко к вагону до его полной остановки

Запрещается: прислонятся к дверям; препятствовать открытию и закрытию дверей;

открывать двери во время движения и на остановках

Из правил пользования метрополитеном. При падении людей и предметов на пути метрополитена, задымлении, загорании и возникновении других опасных ситуациях свяжитесь с дежурным по станции или машинистом поезда по системе «пассажир- машинист».

При обнаружении в метрополитене или вагоне поезда забытых, безхозных и подозрительных вещей и предметов немедленно сообщите об этом сотрудникам милиции, работникам метрополитена или машинисту поезда.

Действия пассажира, упавшего на пути

    не поднимайтесь с путей на платформу (под ней проложен высоковольтный

контактный рельс)

    если поезда не видно, бегите к началу платформы (там есть лестница)

    если показался поезд, ложитесь между рельсами, закрыв уши руками и открыв

Действия пассажиров поезда при его остановке в тоннеле

    не покидайте вагон без команды машиниста поезда «На выход!» по команде покиньте вагон со стороны, где не проходит контактный рельс двигайтесь вдоль полотна по ходу поезда между рельсами при появлении поезда укройтесь в ниши тоннеля соблюдайте осторожность на путях, при выходе из тоннеля

    не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества

    не включайте в электросеть вагона бытовые приборы

    при запахи горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику

    при реальной угрозе немедленно покидайте вагон через тамбурные двери и аварийные выходы; в крайнем случае выбивайте подручными предметами (лестницами - стремянками, жесткими портфелями - дипломатами, вырванными из гнезд столиками и одежными полками) оконные стекла

    не тянитесь к чемоданам, бросьте их; ваша жизнь не стоит находящихся в них вещей

Действия пассажиров при крушении поезда

    отойдите от окон и дверей

    ухватитесь за неподвижные части вагона и упритесь во что-нибудь ногами

    вагон покидайте через выходы и окна. В первую очередь эвакуируйте пострадавших и детей

    чтобы не попасть под шаговое напряжение, отойдите от пути не менее чем на 30 м

    окажите первую медицинскую помощь пострадавшим

При авариях, связанных со столкновением и экстренным торможениями, большинство травм люди получают в результате падений с полок. Чтобы избежать их или хотя бы смягчит удар, следует, кроме закрепления багажа, убрать со столиков небезопасные бутылки, стаканы в подстаканниках с торчащими из них наподобие кинжалов ложками и т.п. Подогнуть, особенно на полках, на которых спят дети. Матрацы с внешней стороны или подложить под них свернутое одеяло или ненужную одежду, чтобы образовался защитный валик, через который трудно перекатиться. Полностью, до фиксации, закрыть или открыть двери купе, чтобы они при резкой остановке не стали причиной травмы попавших в проем руки или головы.

При серьезном крушении надо немедленно выбраться из вагона (только, выпрыгивая, не попадите под встречный поезд) и оказать помощь пострадавшим пассажирам. Внимательно осмотритесь, нет ли поблизости упавших токонесущих проводов: они могут представлять смертную опасность.

Пожар в поезде страшен не пламенем, а, в первую очередь, ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Отравление происходит в считанные минуты. А при интенсивном сгорании - секунды. Во избежание этого в движущемся поезде перейдите в соседний вагон. Желательно в сторону движения, в остановившемся на улицу, по возможности со стороння, где нет железнодорожных путей. Не разбредайтесь во все стороны, так как прибывшие спасатели будут искать вас возле полотна.

При сильном задымлении вагона закройте нос и рот смоченной водой тряпкой - полотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды. В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях. Так как внизу (у пола) дыма бывает меньше. Бывают ситуации, когда движущийся поезд невозможно остановить. В таких случаях необходимо действовать по следующей схеме.

    наденьте на себя больше одежды. Защитите голову

    прыгайте по ходу поезда на сторону, где нет столбов

    старайтесь приземлиться на ноги, соединенные вместе

    кувырками и перекатами погасите скорость падения

Выпрыгивайте из движущегося поезда только в случаи прямой опасности для жизни!

Действия пассажиров при пожаре в поезде При возникновении пожара

    сообщите о пожаре проводнику вагона

    разбудите спящих пассажиров

    уходите в передние вагоны; если это невозможно - в задние; плотно закрывая двери

Если огнем отрезаны выходы

    зайдите в купе или в туалет

    плотно закройте за собой дверь и откройте окно

Если потушить огонь невозможно

    остановите поезд стоп-краном

    откройте двери, выбейте окна

    помогите эвакуироваться детям и пострадавшим

    выйдите из вагона, отойдите от него

После аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна - аварийные выходы (в зависимости об обстановки), так как высока вероятность пожара. Аварийным выходом из вагонов служат быстро открываемые окна в Зм и 6м купе со стороны поперечных полок. Разбивайте

Окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь на ту сторону железнодорожного пути, где больше свободного пространства, взяв с собой документы, денгьги, одежды или одеяла. Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивать пострадавших и т.д.

Во время аварии возможен разлив топлива. В этом случаи отойдите от поезда на безопасное расстояние, так как существует угроза пожара и взрыва. Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле может быть от 2 (сухая) до 30 (влажная) метров.

Проверьте полученные знания, сверив свои ответы на тесты с ответами, приведенными в конце учебника.

Покидая самолет через выход выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации.

Покидание самолета прыжком на трап

Правильно неправильно

Покидание самолета с использованием брезентового трапа

    старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труднорасплавляемых материалов

    продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасательным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет

    при каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер

    знайте, какую фиксированную позу вам нужно занять при аварийной посадке; следите, что происходит за бортом самолета; если все указывает на то, что авария неизбежна, займите нужную позу

    знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются

Действия авиапассажиров при декомпрессии (разгерметизации салона)

    немедленно наденьте кислородную маску

    пристигните ремень безопасности и приготовьтесь к резкому снижению

Действия авиапассажиров при пожаре в самолете

    слушайте и выполняйте команды членов экипажа

    защититесь от ожогов, закрыв открытие участки тела

    пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках

    если проход блокирован, передвигайтесь поверх опущенных спинок самолетных кресел

    оказавшись вне самолета, отойдите от него как можно дальше Вынужденная посадка самолета на воду случается редко.

Действия авиапассажиров при вынужденной (аварийной) посадке на воду.

    наденьте спасательный жилет и слегка надуйте его

    возьмите с собой или наденьте теплую одежду

    займите место в спасательном плоту

Лучшие статьи по теме